После успешной продажи в Индию Т-90 у Уралвагонзавода появились средства на модернизацию танка.
В 2004 г. появилась модификация Т-90А ("Объект 188А") у нее увеличили размер башни, осталась встроенная динамическая защита "Контакт-5" с контейнерами 4С23, топливные баки стали протектированными.
Основным вооружением Т-90А является 125-мм гладкоствольная пушка-пусковая установка 2А46М-2.
22 выстрела уложены в транспортер автомата заряжания и еще 21 в немеханизированных укладках. В свое время военные требовали для танка 40 снарядов.
С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Его боекомплект 2 000 патронов. Стрелять из этого пулемета можно с места наводчика или командира.
У командира появилась закрытая зенитная пулеметная установка с 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом 6П49 "Корд" (300 патронов).
Основной противотанковый комплект боеприпасов, это бронебойные подкалиберные снаряды и комплекс управляемого вооружения.
Скорострельность орудия с АЗ - 6 - 8 выстрелов в минуту.
Комплекс управляемого вооружения 9К119 "Рефлекс" позволяет поражать танки не входя в зону эффективного огня танков противника.
Ночной прицел заменили на "Буран-М" уже третье поколение приборов на электронно-оптических преобразователях дальность распознавания цели выросла до 1 800 м.
Появился стабилизированный в двух плоскостях перископический прибор командира ТКН-4С "Агат-С", а также датчик положения пушки.
ТКН-4С имеет дневной однократный канал, дневной многократный канал с кратностью увеличения до 8 раз и ночной с кратностью до 5.
В 2006 г. на Т-90А появился улучшенный стабилизатор, камера заднего вида, тепловизор механика-водителя ТВК-2.
С 2008 г. на Т-90А появился тепловизионный прицел белорусского производства "Эсса" с французской тепловизионной камерой «Katherine-FC». Отечественный производитель тепловизоров не финансировался, тогда просто не верили, что он может что-то произвести на уровне мировых аналогов.
В 2009 г. обновили матрицу тепловизионного прицела. В 2010 г. Т-90А получил аппаратуру управления танковым батальоном "Созвездие-2М".
Баллистический вычислитель 1В528-1 учитывает для расчета баллистических поправок: скорость танка, угловую скорость цели, угол крена оси цапф пушки, поперечную составляющую скорости ветра, дальность до цели, курсовой угол. Вручную вводятся следующие параметры: температура и давление воздуха, температура заряда, износ канала ствола и т. п.
На Т-90А в отличие от Т-90 условия для наблюдения за целью и прицеливание через второй прицел в движении, такие же как при использовании первого. Можно измерить лазерным дальномером расстояние до цели и применять управляемое вооружение.
У Т-90А появилась башня со сварной основой. Сварные соединения выполнены с перекрытием полностью или частично стыков деталей и сварных швов со стороны снарядного обстрела.
На лбе башне установлены V-образные блоки динамической защиты, 7 контейнеров и один блок ДЗ, которые перекрывают меньше половины лобовой проекции башни.
Для защиты от боеприпасов атакующих сверху на крыше башни установлен 21 контейнер ДЗ.
ДЗ и прожекторы-постановщики помех из состава комплекса оптико-электронного противодействия "Штора-1" установлены как на Т-90.
Прожекторы ИК из состав "Штора-1" поставлены вместо, а не вместе с ДЗ.
Также слабо защищены участки по бокам от амбразуры.
Сама башня неуравновешена, центр тяжести смещен вперед, что может помешать ее модернизации.
Стойкость верхней лобовой детали корпуса Т-90А возросла по сравнению с Т-90 на 10 - 15 %. На бортах корпуса появились экраны с встроенной динамической защитой.
На экспортном Т-90С поставляемом в Индию КОЭП "Штора-1" не устанавливается, вместо прожекторов установлены блоки ДЗ. Но индикаторы лазерного облучения сохранены.
Двигатель В-92С2 мощностью 1 000 л. с. с турбокомпрессором, который повысил мощность силовой установки до 30 % по сравнению с предыдущим дизелем. В отличие от западных двигателей замена В-92С2 растягивается на 22 часа, должна работать заводская бригада из 4 человек. Из-за гитары и необходимости центровки с ней других агрегатов усложняет ремонтные работы в моторно-трансмиссионном отделении.
Бортовые коробки передач устаревшие (используются для поворота) и неоднократно модернизированные под двигатели В-84 и В-92. Маневренность Т-90 из-за этого ниже, чем у зарубежных танков. Недостатком трансмиссии является и низкая скорость заднего хода - 4,8 км/ч.
В свое время на Т-90С хотели поставить автоматическую трансмиссию фирмы "Ренк".
3 Т-90С на испытаниях в Индии в 1999 г. испытывали большие проблемы, из-за перегрева двигателей, один вообще вышел из строя.
Гусеничная лента выполнена из штампованных элементов, соединенных между собой параллельными резинометаллическими шарнирами, аналогична установленной на Т-80, но без обрезиненного звена трака.
В 2005 г. появился командирский Т-90А с системой управления тактического звена, танковой информационно-управляющей системой, с улучшенными системами обзора и связи.
Экспортный Т-90СА приспособлен для работы в жарком климате, нет системы "Айнет", от КОЭП "Штора" индийцы отказались, встроенная динамическая защита "Контакт-5" с контейнерами 4С22 с дополнительными блоками ДЗ на лбу башни, с системой охлаждения аппаратуры ночного видения, усовершенствованными системами обнаружения лазерного облучения, с усовершенствованной противопожарной системой и кондиционером.
Т-90СКА - командирский Т-90СА с системой управления тактического звена T-BSM, по желанию заказчика может быть установлена дополнительная связная и навигационная аппаратура.
Следующей модернизацией станет Т-90АМ.
Спасибо за прочтение.