О том, из чего состоит работа фотографа на теплоходе, я рассказывала в этой статье, а сегодня поделюсь своим рабочим опытом на корабликах и расскажу, обязательно ли надо быть продвинутым профессионалом в области фотографии.
В прошлой части своего рассказа я пошагово описала путь соискателя этой профессии от объявления на "авито" до начала работы на корабле. В этой части раскрою некоторые тонкости и нюансы.
Для начала надо понимать, что, несмотря на строгие требования, указанные в объявлении, не все они так уж и нужны работодателю. От соискателя обычно требуется наличие: профессиональной полнокадровой фотокамеры, светосильного портретного объектива, накамерной вспышки и опыта работы. Однако, на практике часто достаточно иметь самую простенькую зеркалку, даже с кроп-фактором и желание зарабатывать. А если вы еще и умеете продавать, то вам не только вспышку выдадут, но и камеру, которую за вас настроят как надо. И знай, щелкай себе, печатай фотки, оформляй сувениры и продавай.
Лично меня после 1 дня обучения и 1 дня стажировки уже отправили в свободное плавание - работать самостоятельную смену "в одно лицо". Прогулочные теплоходы различаются по типам. Есть те, которые курсируют по каналам Санкт-Петербурга. Такие кораблики катают туристов только в дневное время и там своя специфика работы. Сейчас я о них говорить не буду (возможно, напишу еще одну часть, посвященную именно этим теплоходам).
Я сразу же попала на теплоходы-рестораны. Так сказать, корабли премиум-класса. Вместимость при полной посадке 120-140 человек. Рекламировать конкретный корабль я не буду, скажу лишь, что выглядит такой теплоход примерно так:
То есть, по сути - это плавучий ресторан. Люди сидят за столиками и их обслуживают официанты. Но гости также имеют возможность спокойно передвигаться по кораблю, выходить на верхнюю открытую часть палубы. И задача фотографа состоит в том, чтобы успеть всех гостей сфотографировать прямо за столиками, пока они еще делают заказ или готовятся его сделать. Едва ли человек захочет фотографироваться во время приема пищи. И еще меньше шансов уболтать его на фоточку, когда он сытый и довольный поднялся наверх со своим айфоном)
Поэтому, как только гости начинают занимать свои места за столиками, фотограф хватает фотоаппарат и буквально бежит по обеим палубам. Попутно нужно стараться запомнить, кто где сидит - ведь им еще и сувениры надо будет разносить в конце поездки. На лице фотографа должна быть самая дружелюбная улыбка. Ничего никому навязывать нельзя! Не стоит уговаривать человека фотографироваться, если он отказывается. Ничего, кроме жалоб начальству это не принесет. А вот "стесняшек" надо распознавать и проявлять к ним особое терпение. Обычно они обращаются к фотографу за фотками в конце поездки, когда увидели красивые сувениры на соседних столиках, и поняли, что покупать-то их не обязательно. Да и цена одного магнита не дороже чашечки кофе на теплоходе.
Бывают случаи открытой агрессии со стороны туристов, не желающих фотографироваться. Ни в коем случае не надо вступать с ними в диалог. Если человек отказывается от фотографирования или просто отворачивается, то молча проходите мимо. Не переставайте улыбаться)
Немного о технике съёмки
Снимать надо человека крупным планом, ведь на маленьком магните 5х7 см он должен быть хорошо читаем. То есть снимать нужно по пояс/по грудь. В полный рост только по просьбе клиента. Вдруг девушка платье новое выгуливает, например?
Следим за линией горизонта - у вас не будет возможности поправить ее. Фотографии будут печататься вами прямо с карты памяти фотоаппарата, безо всякой обработки.
Работодатель может требовать от вас съёмки на открытой диафрагме, ведь многие считают, что "размытый фон" - это первый показатель того, что съёмка велась на профессиональном уровне. Но спешу вас разочаровать. Туристы приезжают в Питер за красивыми видами. И они хотят, чтобы позади них хорошо виднелись дома и набережные. Поэтому столкнувшись с тем, что многие отказывались покупать магниты по причине того, что самого Питера было не видно на заднем плане, я стала делать по-своему: прикрыла диафрагму до f/5.6 Это решило проблему заднего плана. Он стал читабельным.
"Шевеленка" в условиях корабельной качки неизбежна, поэтому без накамерной вспышки получить не смазанный кадр крайне сложно. Рисковать вы не можете, когда у вас полная посадка и всего полтора часа на 100 с лишним человек. Значит выдержка нужна очень короткая. Особенно, если день яркий и солнечный, то выдержка в 1/1000 или 1/2000 сек. позволит не потерять детали на небе. При съемке с накамерной вспышкой такую выдержку можно получить только в режиме высокоскоростной синхронизации HHS.
Зачем нужна вспышка, если снимаешь на открытой палубе днем? Вспышка поможет смягчить грубые тени на лицах и гарантирует вам четкий не смазанный кадр. Об этом я писала в 1 части своего рассказа. Вполне справляется накамерная вспышка со своей функцией, если вы установите ее на автоматический режим TTL и направите прямо "в лоб". Чтобы не получить пересвет, дам несколько советов:
1. Снимайте на длиннофокусный объектив, не подходя к человеку вплотную. В условиях тесноты на корабле вы не сможете отойти на расстояние, скажем, 3 метра. Максимум 1.5 м. Пока не упретесь в столик позади вас. И уже с этого расстояния выдвигайте зум так, чтобы человек в кадре был по грудь или по пояс.
2. Если снимаете на портретный объектив 50 или 85 мм, то из-за его светосильности, кадры будут очень светлыми. Значит понижайте экспозицию на вспышке или фотоаппарате в -1 или -2 ступени. На лицах все равно будут некрасивые блики, но при печати в маленьком размере их будет почти не видно.
Делайте несколько кадров каждого гостя: одного в кадре, с другом/с женой, общий кадр с семьей/ с друзьями, каждого друга по отдельности. Снимайте серию кадров, чтобы было из чего выбрать, на случай, если кто-то в кадре закроет глаза, например.
Не тратьте время на каждый столик, предлагая им выйти на палубу, для красивых видов на заднем плане, а то не успеете отснять всех на корабле. Даже если клиент сам попросит вас снять его на второй палубе, попросите его подождать, пока вы обойдете всех. Скажите, что подойдете к нему, как только освободитесь. Да, есть шанс, что потом он уже не захочет или сфотографируется сам в желаемом месте на свой телефон. Но вы-то ведь уже успели снять его за столиком, правда?
В мой первый рабочий день у меня был случай. В первом же рейсе все пошло как по маслу. Люди охотно фотографировались. И за столиками, и у лееров, и на верхнюю палубу я их водила. Довольная вернулась на свое рабочее место, подключила фотоаппарат к ноутбуку и стала печатать фотографии. Их было очень много и я радовалась, что мне есть, что предложить клиентам. Я была уверена, что каждый непременно что-нибудь купит. Я распечатала все фотки, нарезала из ножницами и стала упаковывать их в магнитные рамочки. отнесла на первые 3 столика, чтобы гости посмотрели и выбрали то, что им понравится. Вернулась собирать для следующих столиков и вижу, как мы причаливаем к пирсу. Люди пошли на выход и окружили меня, спрашивая: где наши фотографии? Я не знала, как оправдаться за то, что не успела их обслужить. Мне было очень стыдно. Но вывод для себя я сделала сразу же и навсегда: лучше фоткать меньше, но успеть.
Поэтому фотографу следует следить за тем, чтобы сама фотосъемка не занимала большую часть его времени. Успеть всех сфотографировать нужно минут за 20-30. Большая часть времени у вас уйдет на печать, резку и упаковку сувениров.
Еще один важный момент: как сделать так, чтобы при съёмке в салоне, задний фон с Питером был виден? Часто магниты не покупают именно по этой причине. Люди не ради себя любимых фоткаются, а ради того заднего вида. А вы снимаете их и приносите им что-то, вот с таким фоном за окном. Вы сами бы купили такое?
Бывает, что люди и такое покупают, но чаще отказываются. Им ведь хочется чего-то такого:
Или такого:
И тут уже понадобиться ваше фотографическое мастерство. Как вы умеете снимать в контровом свете с прорисовкой заднего плана? Какие приемы используете?
Лично я нашла для себя фишку и решила проблему очень просто. И в этом мне помог мой любимый Никон ( в 1 части я писала, с каким пренебрежением встретили меня и мой Никон на этой работе). У никоновских вспышек есть такая функция, как TTL/BL. Это "сбалансированная вспышка", которая выравнивает задний яркий фон и не дает ему уйти в пересвет. Это если совсем просто. Для профессиональных фотосессий я бы не стала эту настройку использовать. Но вот именно в этой работе эта функция стала моей волшебной палочкой-выручалочкой. При всех вышеуказанных настройках фотоаппарата и вспышки (о них я говорила в 1 части), я включала эту настройку и забывала, что такое пересветы на заднем фоне. Вот, смотрите сами:
В ночное время эту настройку лучше отключать, так как кадр становится совсем плоским.
Ну, а если вы проспали момент, когда за окном есть здания, у вас получается только пустое пересвеченное небо, могу посоветовать снимать немного под углом сверху вниз, чтобы на заднем плане была вода.
Фотограф или продавец?
Каким бы вы не были профессиональным фотографом, какая бы крутая фототехника не была у вас в руках, знайте, что заработок здесь будет зависеть не от этого. А от умения продавать. Даже крайне отвратительные фотографии.
К сожалению так и есть. Большинство фотографов, работающих на теплоходах, это люди, для которых данное занятие - это сезонная подработка, а не основная работа. Большинство людей, с которыми я пересеклась на этой работе, купили самый бюджетный фотоаппарат, прошли 1-дневную подготовку у работодателя и вышли на работу с фирменным бейджиком на груди. Да, были и те, кто не поленился пройти какие-то там фотокурсы, ничего не запомнил, конечно. Но им и не надо запоминать, ведь им настроил камеру фотограф-наставник и они ее не трогают от сезона и до сезона, чтобы настройки не сбить. Говорю это никому не в обиду, напротив. Молодцы, что нашли свою нишу. Главное ведь здесь - это уметь продать. Это я к тому, что если вы топовый свадебный фотограф, или студийный портретист, например, то ваши профессиональные навыки вам на этой работе не пригодятся. Придется переучиваться, чтобы делать быстро, халявно, против всех правил, и самое главное: продать.
Поэтому прежде чем пойти работать фотографом на теплоход, спросите себя честно: а умею ли я продавать? Ведь от количества проданных сувениров будет зависеть ваш заработок. И если уж на данный момент у вас совсем все плохо с заработком, может быть рассмотреть такие вакансии как "фотограф в аквапарк" или "фотограф в детскую игровую"? Там обычно еще за выход фиксированную сумму платят, на зависимо от количества продаж. И эта сумма обычно в 2-3 раза больше, чем та, что предлагают на теплоходе. Не буду озвучивать цифры, скажу лишь, что если вы не продадите ни одного магнита за рабочий день (а такое бывает, да), то минималки "за выход" вам не хватит даже до дома доехать.
Творчество и бухгалтерия
А еще вам придется самому каждый день писать письменные отчеты о продажах. Да-да. Вы работаете целый день и полночи, потом садитесь и пишите: сколько утром получили сувениров (например, магнитов или тарелочек), сколько продали, сколько осталось. Потом высчитываете свою з/п по положенному % от продаж. Пересчитываете оставшиеся сувениры: все ли на месте? Если хотя бы одного не хватает, то вычитаете его полную стоимость из своей з/п. Чистую прибыль (без вашей з/п) надо отдать начальству.
И все это после 14 часов работы! В 2 часа ночи. Вы сидите и пишите. Пишите, считаете и снова все пересчитываете.
Хорошо, если у вас все прекрасно с математикой. А если вы творческая правополушарная личность? Как большинство фотографов, художников, музыкантов...
Меня этот момент просто убил, потому что не было дня, чтобы у меня сошлись все цифры. То ли я считала неправильно, то ли у меня особенно много воровали сувениров, то ли по невнимательности я путала стоимость сувениров и продавала большие по цене маленьких. Не знаю, но в первый свой день у меня была недостача в 50% от моего заработка. То есть я потеряла половину от своей з/п.
Еще я поняла один момент, что некоторые туристы искренно считают, раз их обслуживает фотограф с фирменным бейджиком на груди, то сувениры входят в стоимость и так недешевой прогулки. Почему нет? Ведь при входе их встречает официант с подносом бокалов с шампанским, которые входят в стоимость! Вот фотограф оставляет на их столике сувениры, они выбирают и кладут к себе в сумочки, что им понравится. А ты просто не в состоянии запомнить всех 140 человек в лицо, и то, сколько магнитов на каждый стол положил. Вот тебе и минус потом.
Бывали дни, когда вообще ничего не продавалось) работодатель был в не меньшем шоке, чем я. Он не понимал: почему? Ведь фотки у меня были одни их самых лучших! А если погода была плохой чисто Питерской, то рейсы отменялись и кораблик простаивал часами у пирса. Дай Бог 3 человека сядет, теплоход уходит на маршрут, а они отказываются фотографироваться. И фотограф просто так катается с ними 1.5 часа, в надежде, что повезет со следующим рейсом.
Потом я поняла, что работаю потому, что просто уже вошла во вкус и забила на заработок. Один раз день прокаталась в свое удовольствие по каналам, второй день, третий... через неделю поняла, что это не прикольно. Я уже автогида могла заменить, до того изучила туристический маршрут, а работала в минус. И ушла с этой работы.
То есть, просматривая данную вакансию, спросите себя: бухгалтерия - это ваше? И если у вас нет с этим проблем, то почему нет!
В следующей части я подробно опишу работу на маленьких прогулочных теплоходах, которые ходят только по каналам. Если интересно что-то еще узнать о работе фотографа на корабле, спрашивайте в комментариях. Я обязательно расскажу.