Всем добрый день! И прежде чем начать эту статью, мне хотелось бы еще раз напомнить моим уважаемым читателям, что канал вне политики. Канал про город, поезда и железные дороги. Поэтому, пожалуйста, я прошу еще раз воздержаться от политических комментариев. Давайте просто вспомним железнодорожную историю этого края. Правда, если честно, то Львов у меня в первую очередь ассоциируется с автобусами, а уже затем с железнодорожным транспортом. Автобусы вот с этой маркой, наверное, помнят все, кто жил в СССР.
Я не знаю, что может сравниться с ЛАЗами по мягкости хода. По тому, как в них было тепло зимой. Помню холодную зиму 1993/94 года в Иркутске. Икарусы, которые ходили к нам в микрорайон, были до невозможности холодные. А ехать до учебы мне было около 40 минут. И вот тогда многие организации массово отказались от своих служебных, которыми были ЛАЗы, и тех пустили по маршрутам в виде экспрессов в спальные районы. И нам как раз они достались на №52. Это было настоящее спасение. Забиты были, конечно, под завязку. Проходы очень узкие, вход только через переднюю дверь. Протискиваться неудобно. Но зато целые уши и пальцы. Ну и еще помню, как в Читинской области мы ездили в домик, который у нас был к северу от города в лесу на озере Тасей, тоже на ЛАЗах, которые шли дальше на Арахлей и Шакшу. А там нужно забраться на хребет. На выезде же из города у них был знаменитый пост ГАИ, который останавливал вообще почти всех, включая автобусы. Так вот сразу же после этого поста автобусу нужно было обязательно очень хорошо разогнаться. А иначе... Просьба пассажирам выйти и часть маршрута преодолеть в горку пешком. Ну хотя бы метров 500-700 на самом крутом участке.
А еще Львов называют маленьким Парижем, близнецом Праги, стареньким Краковом и темпераментным Лондоном. Сравнение с последним не случайно из-за особенностей львовского климата. Здесь есть такая шутка: "Во Львове дождь начал идти с 1256 года". А 1256 год - это год основания города.
Сегодня в Львове проживает около 715 тыс. чел. А когда-то в конце 80-х гг. они на полном серьезе считали (и не без оснований), что пройдет еще 10 лет, и город станет городом-миллионером. Ну посудите сами:
- 1959 год - 410 тыс. чел.;
- 1970 год - 553 тыс. чел.;
- 1979 год - 667 тыс. чел.;
- 1989 год - 818 тыс. чел.
Плюс 120-140 тыс. чел. каждый год! Но вместо это за следующие 35 лет население сократилось на 100 тыс. чел. Но, понятно, что город был очень крупный. Да еще и недалеко от границы. А потому сюда просто должны были ходить поезда с разных уголков страны. Ну я бы не сказал, что на поверку там оказалась ну такая уж широчайшая география, но. В общем, давайте смотреть. Но смотреть будем не по годам, а по направлениям в разные годы. Решил я вернуться к такому формату.
Адлер
Как известно, один из лозунгов советской эпохи был: "Советский человек имеет право на отдых". А лучшим местом отдыха считалось Черноморское побережье Кавказа. А основным пунктом назначения поездов, следовавших в том направлении, был Адлер. Кстати, во Львове достаточно приличный перепад высот в самом городе. Средняя высота наду уровнем моря здесь около 290 метров, а вот высшая точка - Замковая гора (Высокий замок) - за 400 метров.
Итак, в разные годы поезда в Адлер были в пути:
- 1961 - 46:05 (через Жмеринку, Фастов, Днепропетровск, Ростов-на-Дону);
- 1969 - 39:18;
- 1980 - 41:01;
- 1989 - 40:40;
- 1995 - 46:00;
- 2004 - 41:26.
Почему-то вспомнилась песенка: "Адресованная другу ходит песенка по кругу". 46 - 41 - 46 - 41.
Конечно, курорты Крыма здесь ближе, но и в Адлер поезда ходили.
Архангельск
Я думаю, что маршрут в этот город так и останется самым экзотичным. Причем он был совсем не медленным, а шел через Жмеринку, Киев, Брянск, Александров, Вологду.
1980 - 51:19;
1989 - 49:18.
Белгород-Днестровский
Поезд в этот город я нашел лишь в справочнике 1980 года. Время в пути 15:13. Вполне возможно, что поезда 600-й нумерации были еще куда-нибудь, но они не в сводной таблице.
Днепропетровск
- 1980 - 21:14;
- 1989 - 22:41.
В 60-е годы я его не наблюдал в справочниках.
Донецк / Сталино
Поезда шли через Жмеринку, Шевченко, Пятихатки. Времена были следующие:
- 1961 - 30:04;
- 1969 - 28:02;
- 1980 - 26:33;
- 1989 - 27:26.
Запорожье
Поезд в этот город я вообще увидел лишь в справочнике 1989 года. Время в пути 26:48.
Киев
А вот здесь поезда шли разными маршрутами. И снова песенка вспоминается: "Мы спешим разными дорогами на один вокзал". Первый маршрут был через Тернополь и Жмеринку. А второй - через Здолбунов, Шепетовку, Коростень
- 1961 - 13:48 и 14:21;
- 1969 - 10:43 (но только через Тернополь);
- 1980 - 11:52 и 14:50;
- 1989 - 11:28 и 13:24;
- данные по движению поездов внутри Украины в справочниках постсоветского периода не содержатся.
В отдельные годы поезд назывался "Львов". Или "Галичина".
Ковель
Как-то часто у нас на канале появляется этот город в последнее время. Сюда поезда тоже шли двумя маршрутами: через Сокаль и через Луцк. Первый был намного быстрее:
- 1961 - 04:53 и 08:22;
- 1969 - 04:35 и 07:17;
- 1980 - 04:49 и 07:50;
- 1989 - 04:51 и 07:59.
Ну в общем-то опять всё по классической схеме. 1969 год самый быстрый. А затем поезда начинают постепенно замедлять, снова почти приходя к скоростям 1961 года.
Ленинград / Санкт-Петербург
И здесь тоже два поезда, но по одинаковому маршруту - Барановичи, Вильнюс, Псков. Давайте оценим их времена в разные годы:
- 1961 - 33:23 и 36:20;
- 1969 - 28:33 и 30:57;
- 1980 - 27:09 и 30:45;
- 1989 - 26:50 и 31:13;
- 1995 - 39:39 (через Луцк, Барановичи, Минск, Витебск, то есть наполовину другим маршрутом);
- 2004 - 30:22 (и здесь на Витебский вокзал).
Достаточно редкий случай, когда самым быстрым оказался поезд образца 1989 года.
Луганск / Ворошиловград
Шел поезд через Здолбунов, Коростень, Киев, Полтаву, Лозовую.
- 1961 - 35:41;
- 1969 - 31:15;
- 1980 - 30:22;
- 1989 - 30:30.
Почти каждый город - это новый год, в который поезд был самым быстрым. В этот раз - это 1980 год.
Москва
Ну тут число поездов постоянно колебалось. То один, то два, то три. Шли в основном через Жмеринку, Киев, Брянск.
- 1961 - 30:10-31:54;
- 1969 - 23:27;
- 1980 - 22:52;
- 1989 - 23:27;
- 1995 - 26:01-29:31;
- 2004 - 24:12.
В течение 20 лет поезда преодолевали это расстояние менее чем за сутки! Были у поезда и названия. "Верховина", например.
Одесса
Еще один город на Черном море. И сюда в отдельные годы поезда ходили чаще, чем в Москву. Шли через Жмеринку и Котовск.
- 1961 - 15:28;
- 1969 - 13:26;
- 1980 - 14:02;
- 1989 - 12:48 и 13:06.
Там, видимо, когда-то поезд назывался "Карпаты":
А есть информация, что у него было еще и название "Каменяр". По-моему, так называлось стихотворение Ивана Франко. По-русски, это каменщик.
Рига
А вот это интересный маршрут. Шел через Сарны и Вильнюс. В 1961 году его еще не было. А вот потом появился.
- 1969 - 18:51;
- 1980 - 20:45;
- 1989 - 20:57.
Симферополь
Это, конечно, не город на море, но курортное направление однозначно. Ведь именно отсюда наши люди добирались до Южного берега Крыма.
- 1961 - 36:11;
- 1969 - 30:33;
- 1980 - 26:14, 28:11 и 30:00 (но там были разные маршруты);
- 1989 - 30:13 и 30:16.
С учетом того, что до Москвы укладывались в сутки, 30 часов до Симферополя - это как-то немного долговато.
Харьков
А вот и еще один поезд, соединявший очень крупные города. Шел через Киев и Полтаву. Причем иногда ходило два поезда. Время было следующим:
- 1961 - 27:48;
- 1969 - 24:36 и 23:36;
- 1980 - 23:02;
- 1989 - 23:41.
Херсон
И сюда я обнаружил поезда лишь в справочниках 80-х годов:
- 1980 - 19:42;
- 1989 - 19:58.
Черновцы
Явно один из самых небольших маршрутов:
- 1980 - 09:30.
И обнаружил я этот маршрут лишь в одном справочнике.
Ну и было еще много поездов, который указываются в таблицах с самим городом. Львов - Пшемышль, Львов - Мостиска, Львов - Королево - Солотвино, Львов - Рахов, Львов - Ужгород. Львов - Трускавец. Но это всё уже совсем небольшие расстояния в пределах нескольких часов. Был и Львов - Ясиноватая. В одной из таблиц я нашел Львов - Горький. Но честно скажу, что мне уже было лень высчитывать время по разным таблицам, по которым разбросано расписание этого поезда. Думаю, что под 40 часов что-нибудь.
Ну как-то однобоко немного, я бы сказал. Все-таки я ожидал, что будут поезда в крупные города РСФСР, но нет. Лишь УССР представлена, но представлена очень широко.
Спасибо, что следите за каналом! До встречи!