Люблю Москву! Как символично и празднично, что именно в день города открылся новый сезон в Большом театре. И это был не только балет «Спящая красавица», который возобновили на сцене БТ и вечером 7 сентября его можно было посмотреть и в самом театре, и на Театральной площади на огромном экране.
Днем в этот же день состоялся симфонический концерт оркестра и хора БТ, программа которого выстроена была таким образом, что можно было не только задуматься в очередной раз о том, как прекрасна русская классическая музыка и как композиторы в своих произведениях отражали важные события истории, но и предположить что-либо о судьбе главного театра страны. Кантата Чайковского «Москва» соседствовала с прокофьевской кантатой «Александр Невский», теперь, видимо, от постоянного соседства Большого и Мариинки не уйти, это – главный вектор.
Любопытно, будут ли подобные концерты проходить в другие дни сезона.
С одной стороны на том самом экране днем постоянно крутили слоган «Москва – столица мировой оперы и балета». Я бы сказала: сомнительно про оперу, а про балет, видимо не разберусь никогда, ибо цены на билеты даже не позволяют начать разбираться.
Но вот этот концерт, на мой взгляд, был просто идеальный!
Конечно, не без приключений, потому что маэстро Гергиев. Я, если честно, уже очень давно не была на концертах, где он дирижирует. Собственно, в родном городе и была, когда он вместе с оркестром вихрем внезапно врывался в рамках Пасхального фестиваля в нашу деревеньку. И для меня это было нечто.
А в Москве он или в Зарядье, или еще где - и дорого, что-то умное поэтому мне сказать сложно.
Все последние годы я, смотревшая немногочисленных оперных обозревателей, только и слышала, какой он злодей: гастрольная гонка, репетиции в последний момент, составы в последний момент, опоздания и прочие ужасы.
И когда тут действо должно было начаться в 12-00, а не началось, то была уже как-то к этому готова. Зрители толпились в холлах, капельдинер периодически отпирала ложу, заглядывала и очень подкованно докладывала, что «судя по фрагменту еще минут 15»,. И вновь запирала ложу.
В общем впустили нас в зал где-то в 12-45, начали где-то 12-50 и решили играть все одним блоком без антракта.
«Московская» составляющая - торжественная увертюра «1812 год» Чайковского, безусловный хит и кантата «Москва» для солистов хора и оркестра, которую я раньше не слышала ( написана копмозитором к коронации Александра III). Там очень хороший, хоть и нерифмованный поэтичный текст Майкова, будто бы стилизованный под былинный сказ.
Прекрасно, волнующе звучал голос меццо-сопрано Алины Черташ, очень корректно, вдумчиво, вовлеченно пел баритон Эльчин Азизов.
Кантату «Александр Невский» нельзя назвать незнакомым произведением, только я снова и снова поражаюсь дару Прокофьева, созвучию его музыки дню сегодняшнему и удивительной способности встряхивать, открывать глаза слушающему. Никакая другая музыка из услышанных мною за последние три года, как музыка Прокофьева, причем самая разная, не выжигает в мозгу большими буквами «Это про нас!!!».
Отметила, что «Вставайте люди русские» звучат местами настоящим индастриалом. А как эффектен и страшен фрагмент «Крестоносцы во Пскове»!
Ну и конечно невероятно проникновенный плач «Мертвое поле», солировала прима Мариинки Екатерина Семенчук. Прекрасное исполнение.
Замечательный хор, но именно оркестр и дирижер на этом концерте работали максимально точно – звук был очень хороший. Никому не приходилось орать, перекрикивать, никаких фальшивых линий. Несмотря на пафос некоторых фрагментов, ничего не выпирало, ни одно форте не было вульгарным, а тихие фрагменты были столь тонкими, что, как говорится, «боишься дышать».
Хочется отметить, что весь концерт был исполнен с каким-то спокойным величием и достоинством, такое важное и редкое настроение.
Поэтому да Бог с ними, с этими 45 минутами, в моем сознании все более чем компенсировано.
Так что к хору демонизирующих в данном случае я не примкну. В моем понимании это был прекрасный концерт! Благодарность маэстро и всем музыкантам.
Тревожным стал только тот факт, что посмотрев цены на билеты в ближайшее время я не то, что балет, но и оперы в БТ , похоже, оценить буду не в состоянии. Тут вот я готова кого-то подемонизировать, знать бы кого.
Поэтому на память купила программку за 50 р. как символ того, что все еще могу позволить себе в Большом театре.