Найти тему

Профилактика дисграфии. Блок заданий для подготовки к школе: ребусы, приставки, деформированный текст

Оглавление

Профилактика оптической дисграфии

Учим ребёнка узнавать буквы в усложненных условиях, на фоне рисунков.

Оса, "А" на фоне арбуза, муха.
Оса, "А" на фоне арбуза, муха.

Самая важная часть этого задания, показать ребёнку, как он сам может составить подобные загадки.

1. Начать лучше с рисунков, в которых первая буква слова будет встроена в сам предмет (как "арбуз" на фото).

🔸Давай спрячем в нарисованном банане букву ... , - тут вы делаете таинственную паузу.

🔹Я знаю какую! - говорит ребёнок и сам рисует банан, на его фоне маскируя букву "Б".

2. Тем детям, которые уже могут напечатать короткое слова, предлагаем прятать в картинке её название, по типу слов "оса" и "муха". Принимаем любое качество рисунка, а вот за правильностью написанного слова следим. Если оно написано с ошибкой, говорим, что такой ребус разгадать нельзя и предлагаем свой, корректно исполненный вариант.

Профилактика аграмматической дисграфии. Работа с приставочными глаголами

Разыгрываем с ребёнком миниатюру "Морская рыбалка"

Удочка магнитная, у акулы в зубах вкручен шуруп. Море - крышка от коробки с зефиром.
Удочка магнитная, у акулы в зубах вкручен шуруп. Море - крышка от коробки с зефиром.

🦈 Плыла акула по морю.

  • Переплыла море из конца в конец. (Ребёнок находит приставку ПЕРЕ и ставит её перед глаголом. )
  • Выплыла на поверхность и огляделась. (Берём приставку ВЫ.)
  • Почувствовала наживку на крючке удочки. (Рассказываю, что акулы чувствуют запахи издалека.)
  • Акула заплыла в угол. (Снова замена приставки, теперь берём ЗА.)
  • Подплыла к удочке. (Ставим приставку ПОД.)
  • Попалась на удочку! (Ловим акулу на магнит.)

Потом я обычно спрашиваю ребёнка, нужно ли отпустить акулу. Чаще всего дети хотят, чтобы у истории был оптимистичный для акулы финал. Продолжаем рассказ.

  • Акула сорвалась с крючка, ОТплыла от рыбака и Уплыла в глубину моря.

При повторной работе с этим материалом дома, ребёнок старается сам подобрать глагол с нужным значением и меняет приставки без помощи взрослых.

Профилактика семантической дислексии

Собираем деформированный текст. Это сложная форма работы, поэтому выполняем её вместе с ребёнком.

"Ёж и заяц"
"Ёж и заяц"

Сначала я сама читаю маленькую сказку "Ёж и заяц"

  1. Зайцу не нравился ёж.
  2. На еже колючее платье, а у зайца мягкая шкурка.
  3. Только эта шкурка не спасёт зайца от врагов.
  4. А ежу колючки сохраняют жизнь.

Сразу, не обсуждая сюжет, говорю о том, что у меня все слова в сказке рассыпались. Даю ребёнку 1-е предложение, которое разрезано на отдельные слова. Помогаю прочитать (если ребёнок затрудняется с чтением) и прошу разложить в нужном порядке. Так собираем все четыре предложения.

Я ещё раз читаю текст, мы вместе с ребенком проверяем, все ли слова нашли своё место.

Только после этого задаю вопросы, как избегает врагов заяц (быстрые лапы) и почему ежа не трогают хищники (он сворачивается в колючий клубок). В детальный разбор ситуации не углубляемся, работа с деформированным текстом сложная, не нужно её дополнительно перегружать.

P. S. Методические статьи с подобранными комплектами заданий размещаю на канале в подборке "Бери и занимайся"

Всем успехов в развитии речи!