Профилактика оптической дисграфии
Учим ребёнка узнавать буквы в усложненных условиях, на фоне рисунков.
Самая важная часть этого задания, показать ребёнку, как он сам может составить подобные загадки.
1. Начать лучше с рисунков, в которых первая буква слова будет встроена в сам предмет (как "арбуз" на фото).
🔸Давай спрячем в нарисованном банане букву ... , - тут вы делаете таинственную паузу.
🔹Я знаю какую! - говорит ребёнок и сам рисует банан, на его фоне маскируя букву "Б".
2. Тем детям, которые уже могут напечатать короткое слова, предлагаем прятать в картинке её название, по типу слов "оса" и "муха". Принимаем любое качество рисунка, а вот за правильностью написанного слова следим. Если оно написано с ошибкой, говорим, что такой ребус разгадать нельзя и предлагаем свой, корректно исполненный вариант.
Профилактика аграмматической дисграфии. Работа с приставочными глаголами
Разыгрываем с ребёнком миниатюру "Морская рыбалка"
🦈 Плыла акула по морю.
- Переплыла море из конца в конец. (Ребёнок находит приставку ПЕРЕ и ставит её перед глаголом. )
- Выплыла на поверхность и огляделась. (Берём приставку ВЫ.)
- Почувствовала наживку на крючке удочки. (Рассказываю, что акулы чувствуют запахи издалека.)
- Акула заплыла в угол. (Снова замена приставки, теперь берём ЗА.)
- Подплыла к удочке. (Ставим приставку ПОД.)
- Попалась на удочку! (Ловим акулу на магнит.)
Потом я обычно спрашиваю ребёнка, нужно ли отпустить акулу. Чаще всего дети хотят, чтобы у истории был оптимистичный для акулы финал. Продолжаем рассказ.
- Акула сорвалась с крючка, ОТплыла от рыбака и Уплыла в глубину моря.
При повторной работе с этим материалом дома, ребёнок старается сам подобрать глагол с нужным значением и меняет приставки без помощи взрослых.
Профилактика семантической дислексии
Собираем деформированный текст. Это сложная форма работы, поэтому выполняем её вместе с ребёнком.
Сначала я сама читаю маленькую сказку "Ёж и заяц"
- Зайцу не нравился ёж.
- На еже колючее платье, а у зайца мягкая шкурка.
- Только эта шкурка не спасёт зайца от врагов.
- А ежу колючки сохраняют жизнь.
Сразу, не обсуждая сюжет, говорю о том, что у меня все слова в сказке рассыпались. Даю ребёнку 1-е предложение, которое разрезано на отдельные слова. Помогаю прочитать (если ребёнок затрудняется с чтением) и прошу разложить в нужном порядке. Так собираем все четыре предложения.
Я ещё раз читаю текст, мы вместе с ребенком проверяем, все ли слова нашли своё место.
Только после этого задаю вопросы, как избегает врагов заяц (быстрые лапы) и почему ежа не трогают хищники (он сворачивается в колючий клубок). В детальный разбор ситуации не углубляемся, работа с деформированным текстом сложная, не нужно её дополнительно перегружать.
P. S. Методические статьи с подобранными комплектами заданий размещаю на канале в подборке "Бери и занимайся"
Всем успехов в развитии речи!