Доброго времени суток, уважаемые подписчики и читатели. После некоторого времени отсутствия, я, по возможности, попытаюсь восстановить свою периодическую активность в написании статей. И первой такой статьей станет небольшой анализ президентских выборов в Венесуэле 28 июля текущего года.
Венесуэла, как и практически любая страна Латинской Америки, имеет региональные специфические оттенки во внутренней политике. В случае с Венесуэлой - это несменяемость власти.
До прихода к власти в 1999 г. подполковника Уго Чавеса, Венесуэла с 1958 г. управлялась избираемыми президентами, которые были подконтрольны властям США. Поэтому, страна до конца 20 века считалась одной из богатых стран региона. Но, с 1990-х гг. ситуация в политической жизни Венесуэлы начала стремительно меняться. Во всей Латинской Америки постепенно становились популярны левые движения, главой одной из которых и стал Уго Чавес.
(Более подробнее о политической жизни в Латинской Америки вы можете прочитать в следующих статьях: "Левые против правых: как складывалась политика стран Латинской Америки в конце 20 - начале 21 веков, часть 1, часть 2, часть 3, часть 4).
С тех пор страна, фактически разделилась на 2 лагеря: одни выступали за социалистическую боливарианскую революцию, целью которой выступали полная независимость и процветание страны, в основе которой лежат политические трактаты героя государств Латинской Америки Симона Боливара, и интеграция государств региона в единое политическое объединение - Боливарианский альянс для народов Латинской Америки (ALBA); Другая часть населения выступает за поддерживание и развития связей с крупными экономически развитыми государствами мира, такими как США, Канада, странами ЕС и др., а также за развитие демократии в Венесуэле и возможность осуществлять ее народом.
После смерти команданте Уго Чавеса в марте 2013 г. у оппозиции на некоторое время появилось пространство для маневров, но, практически сразу, оно стало закрываться - новый президент, последователь идеалов Чавеса и Боливара, Николас Мадуро выиграл досрочные выборы с результатом в 50,6% против 49,1% у оппозиционного кандидата Энрике Каприлеса. С этого момента у Венесуэлы начался новый период в истории - правление Николаса Мадуро. В начале он казался довольно скромным, еще непривыкшим к большому вниманию политиком, который начинал свой путь с водителя автобуса и прошел путь до самой высшей должности в государстве. Постепенно, Мадуро нашел свой политический имидж (амплуа) и стал чувствовать себя уверенным последователем идей боливаризма и чавизма, а также, проявил себя идеальным оратором.
С 2018 г. правительство Венесуэлы начало активно бороться с оппозиционерами и их представителями, которые выражали недовольство положением дел в стране, в первую очередь в социальной сфере и в области экономики. На протяжении 2014-2018 гг. проходили многочисленные протесты с требованиями к Николасу Мадуро уйти в отставку и провести прозрачные президентские выборы, куда будут допущены все оппозиционные кандидаты. Но, к значимым переменам протесты не привели. 20 мая 2018 г. прошли очередные президентские выборы, на которых действующий президент снова одержал победу с результатом в 67,8%. Всего к участию в выборах было допущено еще 3 кандидата: Анри Фалькон от левоцентристского "Прогрессивного движения" (20,9%), Хавьер Бертуччи от центристской партии "Перемены" (10,7%) и Рейналдо Кихада от левой "Единой народной политики" (0,47%). 4 августа 2018 г., во время торжественного парада в честь 81-ой годовщины создания Национальной гвардии, произошло первое крупное и в то же время неудачное покушение на Николаса Мадуро с помощью беспилотного летательного аппарата со взрывчаткой. Бомба сработала раньше времени и не причинила вреда президенту.
С 2019 г. и, фактически, до сих пор в Венесуэле началась активная фаза оппозиционных протестов и политический кризис. На одном из таких протестов спикер Национальной ассамблеи (парламента) Венесуэлы Хуан Гуайдо провозгласил себя единственно легитимным президентом, не признав результаты президентских выборов. Деление власти происходило до 5 января 2023 г., когда сами же оппозиционеры в своем самопровозглашенном парламенте проголосовали за его роспуск и "правительство Гуайдо в изгнании" перестало функционировать. Единственно законно избранными властями так и остались президент Мадуро и вновь избранная 6 декабря 2020 г. Национальная ассамблея, где около 253 мест досталось левому социалистическому политическму блоку "Большой патриотический полюс Симона Боливара", включающий в себя до 9 партий, в том числе и правящую "Единую социалистическую партию Венесуэлы" (PSUV), образованную Уго Чавесом в 2007 г.
В этом году, 28 июля, состоялись очередные президентские выборы. Годом ранее 22 октября 2023 г. оппозиционная коалиция "Единая платформа" провела праймериз (первичные выборы), чтобы отобрать кандидата на президентские выборы. Основными кандидатами были Мария Корина Мачадо от правоцентристской "Приди, Венесуэла" и Карлос Проспери от левоцентристского "Демократического действия". По результатам праймериз, кандидатом от оппозиционной "Единой платформы" с результатом в 92,3% была избрана Мария Корина Мачадо. Но, 22 марта 2024 г. Высший трибунал правосудия Венесуэлы (TSJ) дисквалифицировала Мачадо из президентской гонки, несмотря на подписанное в октябре 2023 г. Барбадосское соглашение о проведении свободных и справедливых выборах. Таким образом, официальное правительство нарушило договоренности. Тогда, оппозиционная коалиция выдвинула своим кандидатом философа и профессора Корину Йорис, но на стадии регистрации в кандидаты, избирательная комиссия также отказала ей в выдвижении. Некоторые страны, включая Бразилию, Колумбию, Гватемалу и США выразили свое негативное отношение к ситуации с выдвижением оппозиционного кандидата в Венесуэле. 27 марта "Единой платформе" удалось добиться регистрации Эдмундо Гонсалеса Уррутия в качестве кандидата на пост президента.
С этого момента и до выборов сторонники оппозиции подвергались насильным действиям со стороны правительства, запрещавшего любые акции в поддержку кандидата от оппозиции. Для проживающих за рубежом граждан Венесуэлы были поставлены несколько условий для возможности голосовать, например, наличие постоянного места жительства или вид на жительство, которые многие не смогли или еще не успели сделать. Из 7,7 млн венесуэльцев, проживающих за рубежом, только 69 000 смогли зарегистрироваться на голосование.
Государственные социологические опросы показывали уверенную победу действующего президента Николаса Мадуро с большим отрывом от оппозиционного кандидата, в то время как оппозиционные опросы показывали отрыв Эдмундо Гонсалеса в более чем 30% от действующего президента. По окончанию выборов ЦИК Венесуэлы обнародовал результаты, согласно которым с результатом в 51,9% победу на выборах одержал действующий президент Боливарианской Республики Николас Мадуро. Кандидат от "Единой платформы" Эдмундо Гонсалес получил 43,1%. Согласно итоговым результатам, опубликованных оппозицией, Эдмундо Гонсалес набирает 67,0%, а Николас Мадуро 30,4%. США, Гватемала, Панама, Перу, Аргентина и некоторые другие государства заявили, что они не признают победу Мадуро и считают законно избранным президентом Гонсалеса.
Так, президент Эквадора Даниэль Нобоа, что "официальные результаты являются опасностью диктатуры, и сегодня мы являемся свидетелями того, как еще один из них пытается отнять надежду у миллионов венесуэльцев". Левые президенты Бразилии, Колумбии и Мексики призвали к подсчету всех голосов наряду с полной прозрачностью всех протоколов. Госсекретарь США Энтони Блинкен 1 августа заявил, что имеются "неопровержимые доказательства" победы оппозиционного кандидата Гонсалеса. 31 июля Организация американских государств (организация, подконтрольная США) созвало экстренное заседание по ситуации в Венесуэле. Государства-члены не достигли консенсуса по резолюции, а генеральный секретарь организации заявил со ссылкой на расследование Международного уголовного суда (МУС), что обратится в МУС с петицией об аресте президента Мадуро. 30 июля Перу отозвала своего посла из Венесуэлы в знак несогласия с результатами выборов президента. Венесуэла разорвала дипломатические отношения с Республикой Перу. Вслед за Перу, дипломатические отношения с Венесуэлой приостановила Республика Панама, а также из Венесуэлы были высланы дипломаты Аргентины, Чили, Коста-Рики, Доминиканской Республики и Уругвая.
Итак, подводим итог. Какое мнение имею я по всему описанному выше. Оно двоякое. С одной стороны, я отдаленно представляю, что такое Венесуэла - страна с низким уровнем жизни, огромной инфляцией, безработицей, проблемами в социальной, экономической областях, в области здравоохранения. И в таком положении страна находится с конца 20 века (уже 25 лет), после прихода к власти про-социалистического Уго Чавеса и отказа от контроля со стороны США, которое привело к наложению многочисленных санкций на страну и, соответственно, к замедлению ее развития во всех отраслях. Страна стала действительно независимой, но какой ценой. Она продолжает следовать выбранному политическому и идеологическому пути и его одобряют миллионы людей. Поэтому, я поддерживаю правительство Николаса Мадуро. С другой стороны, каждый человек хочет для себя лучшей жизни, которую правительство Венесуэлы, увы, не может (или, быть может, не хочет) предоставить. Оппозиция в Венесуэле есть, но взять власть в свои руки ей просто не возможно - не допустят. Жить в Венесуэле опасно. Практически по всем индексам безопасности Венесуэла занимает последнее место наряду с Афганистаном и Папуа - Новой Гвинеей. Граждане, не поддерживающие правительство, иногда живущие в чуть более лучших условиях нежели в "баррио", не видят для себя способов быть услышанными или достигнуть каких-либо высот и уезжают в другие страны в поисках более лучшей жизни.
Благодарю за внимание! Ставьте ваши лайки под статьей, делитесь комментариями и подписывайтесь на мой канал "Международный обзор"
Также читайте:
2) "Одинокая звезда восстает". Американский Техас требует независимости!
3) Эфиопия оккупирует территорию Сомали!?
4) Латинская Америка на грани войны! Кому достанется богатое Эссекибо?