Одним их крупных событий осени 2024 года станет саммит БРИКС в Казани 22-24 октября. 12 сентября стало известно о согласии приехать в Россию председателя Госсовета КНР Си Цзиньпина. Гораздо раньше - 9 июля дал согласие на участие в саммите премьер-министр Индии Нарендра Моди. Что происходит в кулуарах при подготовке этой большой встречи, можно только догадываться. Понятие мира стало очень противоречивым, хотя, безусловно, речь о нем в Казани пойдет и в прямом – cease fire смысле, и глобальном аспекте, поскольку в политической повестке есть и вопросы о совместном противостоянии Западу.
Надо понимать, что БРИКС не является монолитным блоком. Совсем недавно нас удивила новость об участии (впервые) Китая в совместных с США и Бразилией учениях Формоза (9-17 сентября 2024). Принимающая сторона - Бразилия, член БРИКС (и организатор встречи G20 в ноябре 2024), при этом в 2019г. объявлена крупнейшим союзником США вне блока НАТО. В то же время 10-16 сентября Китай принимал участие в военно-морских учениях “Океан” в Японском море - на пару с Россией. Таким образом, Пекин пытается воздействовать на Вашингтон методом “кнута и пряника”, а заодно проводит разведку его военно-политических возможностей.
Не трудно предположить, что "двусторонняя" дипломатия КНР обусловлена рисками, которые испытывает страна со стороны США, причем как от нынешней демократической администрации, так и от республиканца Трампа. Ещё 22 мая 2024г. USTR выпустило извещение о повышении импортных тарифов на ряд китайских товаров (на сумму $18 млрд, для справки - общий импорт Китая в США в 2023г. составил $448,02 млрд), начиная с электрокаров. В главном это повышение тарифов планировалось с 1 августа 2024г. Но срок повышения тарифов 30 июля сначала перенесли на 1 сентября, а финальное решение Байдена было вынесено только 13 сентября со сроком повышения уже с 27 сентября. Здесь уместно напомнить, что Китаю параллельно приходится вести тарифные диспуты с ЕС и Канадой и вспоминать о торговой войне времен президента Трампа. В случае прихода к власти Трампа, тарифы он поднимет даже с меньшими колебаниями, чем демократ Байден. Дональд Трамп обещает поднять тарифы до 60% по всем торговым позициям. Такая политика только усилит антиамериканскую позицию Пекина.
Вторичные санкции
Другой скользкий момент в отношениях Пекина и Вашингтона – это вопрос о вторичных санкциях за поддержку Китаем России - в глобальном противостоянии Западу с 24.02.2022. 22 декабря 2023г. Байден выпустил указ 14114, который фокусируется на вторичных санкциях против финансовых институтов, которые оказывают поддержку действиям России на Украине. По февральским уточнениям Белого Дома речь идет, прежде всего, о банках конечных получателей средств. На многие крупные китайские банки эта угроза произвела шокирующее воздействие, они стали отказываться принимать платежи российских импортеров. Рост китайского экспорта в Россию в результате резко замедлился, за первый квартал 2024г. он вырос на 2,6% (г/г), за первое полугодие упал на 0,8%, за первые 8 месяцев 2024г. прирос на +0,4% (до $71,911 млрд). Для сравнения в 2023г. китайский экспорт в Россию вырос на 46,9% (за год $110,97 млрд).
12 июня 2024 года Министерство финансов США расширило определение российского ВПК, включив в него всех лиц, в отношении которых введены санкции на основании Указа 14024 от 15 апреля 2021г. Иностранные финансовые учреждения (ИФУ), могут попасть под вторичные санкции США за предоставление любых услуг, а также проведение или содействие проведению существенных сделок, связанных с широким перечнем лиц, заблокированных на основании Указа 14024. В число "подсанкционных" входит и ряд крупнейших российских банков. Неслучайно, с 1 июля 2024 года Китай ввел контроль товаров двойного назначения, которые вывозятся в Россию. Теперь, чтобы импортировать товары, нужно получить лицензию Министерства коммерции КНР. В результате, в июле ввоз из Китае в РФ в июле снизился на 2,8% (г/г), впрочем, в августе опять подрос на 10,05% (г/г) и на 2,7% к июлю 2024г. Тем не менее экономисты и аналитики ждут данных по сентябрю, чтобы соотнести свежие сообщения СМИ о зависании больших средств на счетах с реальным макроэффектом.
Ограничения в банковской сфере
Проблемой для банковской системы Китая стали тесные отношения её крупных банков с западными банками, выполняющих четко все предписания американских регуляторов, а потому производящих оценку рисков китайских партнеров - корреспондентских банков (Correspondent Banking Risk Assessment). Разумеется, изменения по долларовым счетам в китайском банке отражаются следом на корреспондентском счете его американского контрагента, о чём он может тут же запросить информацию у респондента. Однако если операция проводится в рублях или юанях, американский контрагент о ней ничего не знает и поэтому теоретически рисков обнаружения им нарушений намного меньше. Тем не менее американский банк обязан производить оценку деятельности респондентского китайского банка и его клиентскую базу, оценку соответствия действий нормам - Customer Due Diligence (CDD), Risk Assesment, Enhanced Due Diligence (EDD), должен собирать информацию о клиентах банках-респондента - то есть Know Your Customer (KYC), прежде всего для того, чтобы знать, есть ли среди санкционные лица и организации. Далее банк обязан производить мониторинг операций - Ongoing Monitoring и, конечно, сообщать регулятору о подозрительных транзакциях респондента -Reporting.
Для того, чтобы устранить такой посторонний (американский) глаз, Центробанк РФ разрабатывает вариант расчетов в цифровых рублях. В этом случае банк (объект для потенциальных санкций) - как проводник транзакции по расчетам между поставщиком и потребителем исчезает. В этом соль - записи о цифровых рублях хранятся в центральном банке, он как бы заменяет частный банк. Однако для сопряжения цифровых рублей и цифровых юаней нужна готовность со стороны Китая на такого рода расчеты. А такой готовности несмотря на немалый опыт в области цифровизации денег, у Пекина пока нет. Что уж там мечтать о расчетах в криптовалютах, когда хозяйственный оборот последних в Китае запрещён. Неудивительно, что политический вопрос по финансовым взаимоотношениям хозяйствующих субъектов разных стран решается в традиционной сфере.
После визита В.В.Путина в Китай 16-17 мая 2024г. в СМИ появились сообщения, что 6 региональных банков КНР стали проводить российские платежи в юанях. Это не значит, что мелкие банки не могут попасть под американские санкции, увы, они также подвержены политическим рискам. Что ж, в случае попадания в санкционный список другим китайским банкам будет не с руки работать с “жертвой” американского произвола. Неслучайно проблемы с российскими платежами через региональные банки участились с июля 2024 года. Практика в этой связи пошла на исключение русских имен из документооборота. Наступило царство иностранных посредников, ведь теоретически любой гражданин РФ может быть аффилирован с подсанкционным лицом из SDN списка. Хотя важнейшие сделки обеспечиваются политических договоренностями в высших кругах, в частном товарообороте более 80% клиентов российских банков сталкивались с проблемой возврата платежей в юанях, в основном по электронике и компьютерной технике.
Риски для китайцев наглядны,12 июня 2024 китайский филиал банка ВТБ – ВТБ Шанхай попал в санкционные списки. Как следствие, помимо замедления расчетов, сужения их охвата и роста банковской комиссии, теперь «ВТБ Шанхай» требует в общем случае экспортную декларацию у отправителя средств, а ее можно получить только после того, как китайский поставщик отгрузил товары в Россию. Если китайский контрагент готов на такую поставку (и он спокоен на счет публичных квартальных и годовых отчетов), деньги ему зачислят на оншорный счёт, закрытый для “американского глаза.” За такой перевод в другой (китайский) банк импортеру придется заплатить комиссию. Или же поставщик сам приедет в банк за наличкой.
Вопрос ещё и в том, что российский импортер где-то должен достать так называемые чистые юани, то есть юани, не обращающиеся в РФ. На рынке, конечно, возможно всё, но по какому курсу ему придется покупать "чистые юани" у российских экспортеров, по какому курсу можно будет конвертировать рубли в китайскую валюту в том же ВТБ Шанхай или у всевозможных посредников? К сожалению, с 12 июня 2024 попала под санкции и Мосбиржа, поэтому купленные на ней юани становятся автоматически как бы “грязными”, даже если на Мосбирже их продал российский экспортер в Китай.
За 8 месяцев 2024г. общий экспорт Китая составил $2,3148 трлн (+4,6% г/г), в т.ч. в Россию ушло товаров на $71,911 млрд (+0,4%), США $334,15 млрд (+2,8%), ЕС $342,95 млрд (+0,7%), Великобританию $51,216 (+1,3%), Канаду $30,849 (+3,4%), Австралию 45,759 (-4,4%), Японию 98,314 (-5,5%). По этим цифрам видно, что Россия является крупным партнером для Китая, но значение западных стран, участвующих в антироссийских санкциях, значительно превышает нашу долю в торговле с Поднебесной. С этим экономическим обстоятельством коммунистической стране приходится считаться. Предположу, что в китайских интересах, чтобы санкции с России снимались скорее. Другими словами, есть интерес к тому, чтобы жёсткие западные рестрикции не подставляли под удар китайские компании и банки. В этой связи можно было бы ожидать усиление желания КНР приостановить военный конфликт. Оно может проявиться как раз на грядущем саммите БРИКС при разговоре о взаимных расчетах в торговле.
На саммите БРИКС, между прочим, будут оцениваться шансы на победу демократов и республиканцев (Трампа) на выборах 5 ноября в США. Полагаю, с другой стороны, вероятная победа Трампа с его наивным меркантилистским желанием поднять разом все импортные тарифы, может усилить заинтересованность Пекина к Москве как организатору антиамериканского блока.
Очерк включен в подборку Политика, власть и мировая экономика блога Друг Истории
В прикладном аспекте Мосбиржи обсуждаю тему в посте
Продолжение темы следует
Признателен за лайки и подписку) Душин Олег ©, Друг Истории №291, следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм канале Друг Истории