Когда Германия напала на Советский Союз, жителю Керчи Виталию Когану 18-ти лет ещё не было, поэтому для отправки на фронт он не подходил. А вот уезжать из города он не стал. Удалось дважды отказаться от эвакуации. До начала лета 1942 года он где-то прятался, а вот когда немцы второй раз пришли в Керчь, объявился в своём родном селе Ново-Софиевке.
Вскоре оккупанты узнали, что этот молодой человек появился в поселении с их приходом. И решили с ним «поработать». Будучи профессионалами, представители немецкой разведки быстро поняли, что это подходящий для них «экземпляр». Немецкий офицер сообщил Виталию – они знают о его еврейской национальности. Но если молодой человек будет работать на благо Германии, это самым положительным образом отразиться на его судьбе. Коган согласился.
Немцы поручили ему собрать ложную группу подпольщиков, через которую он мог бы выискивать советских патриотов. И он смог объединить вокруг себя ещё семерых предателей. В основном это были земляки из ближних городов Крыма. Разных национальностей и профессий. Так был в группе даже один бывший милиционер, осуждённый за превышение служебных полномочий.
Объединяло их главное – трусость. Пятеро из 8 человек дезертировали из армии уже в первые месяцы войны. А журналист вообще сам сдался немцам и стал репортёром газеты «Голос Крыма», которую издавали фашисты. Потом перешёл в печатный орган власовцев, уже заместителем редактора.
Осенью 1943 года Коган по заданию фашистов внедрился в отряд партизан. Командир доверился ему и поручил организовать группу подпольщиков для проведения диверсий. Потом партизаны начали передавать им боеприпасы, чтобы подорвать какой-либо немецкий объект. В ответ они посылали в лес отчёты о диверсиях, а сами боеприпасы обезвреживали.
Также они участвовали добровольцами в карательных операциях в других деревнях. Лично Коган сдал фашистам четырёх подпольщиков. А также объезжал лагеря военнопленных, где внедрялся и как еврей достаточно легко выявлял попавшихся партизан или лиц офицерского состава армии, докладывая об этом в СД.
Партизаны сумели раскрыть двух внедрённых вражеских агентов. Но одного из них он всё-таки успел предупредить, и тот сбежал. Когда войска Красной Армии стали подходить ближе, предатели за немцами бежать не собиралась. Но озаботилась тем, чтобы ликвидировать всех, кто мог бы их разоблачить.
В Симферополе «зачистили» четверых людей, которые знали об их истинной деятельности. Когда из леса появились войсковые разведчики, лжеподпольщики подсыпали им «сонного», потом ограбили и после этого доложили полицаям. Отстреливаясь, те пытались выбраться из подожжённого дома, но безуспешно.
Весной 1944 года советский войска освободили Крым. Но группа предателей осталась на своём месте. Более того, в областной комитет партии был подготовлен отчёт: сколько всего они «взорвали и истребили». Только представители контрразведки имели уже изрядный опыт, чтобы на основании состряпанных самими же членами группы «патриотов» бумаг им верить.
В ходе начавшегося расследования пятеро из группы сразу сознались во всех делах. Коган и ещё один «патриот» признались частично. Единственный из всех, Абдурман Закирьяев, постоянно утверждал, что он ни в чём не виновен. Но свидетельских показаний с лихвой хватило, чтобы обличить всех.
Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните
В сентябре 1944 года дело организованной группы предателей передали в Военный трибунал. А 23-го числа руководитель Госбезопасности в Крыму Пётр Максимович Фокин отправил в Москву Меркулову докладную записку – ещё 8 предателей Родины и своего народа обезврежены и вскоре получат справедливое наказание.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.