Найти тему

ВПР по математике за шестой класс. Примеры решения типовых заданий. Задание №1. Варианты 16-20.

Вариант 16:

–17 – (28 – 53).

Решение:

Данный пример надо решать в два действия: сперва произведём действие в скобках (28 – 53), а затем получившуюся разность вычтем из –17.

1) 28 – 53.

В §34 7-го издания учебника по математике для 6-го класса авторов А. Г. Мерзляка, В. Б. Полонского и М. С. Якира под редакцией. В. Е Подольского на странице 208 авторы учебника дают следующее правило.

Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо:

1) найти модули слагаемых;

2) из большего модуля вычесть меньший модуль;

3) перед полученным числом поставить знак слагаемого с большим модулем.

Преобразуем действие в скобках таким образом, чтобы вместо вычитания получилось действие сложения.

28 – 53 = 28 + (– 53);

| –53 | – | 28 | = 53 – 28 = 25.

Знак слагаемого с большим модулем «–», следовательно:

28 + (– 53) = –25.

2) –17 – (–25).

В §36 7-го издания учебника по математике для 6-го класса авторов А. Г. Мерзляка, В. Б. Полонского и М. С. Якира под редакцией. В. Е Подольского на странице 215 авторы учебника дают следующее правило.

Чтобы найти разность двух чисел, можно к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому.

Преобразуем действие таким образом, чтобы вместо действия вычитания получилось действие сложения.

–17 – (–25) = –17 + (+25) = –17 + 25.

Как видите, выражение – (–25) = 25 (минус на минус даёт плюс).

| 25 | – | –17 | = 25 – 17 = 8.

Знак слагаемого с большим модулем «+», следовательно:

–17 + 25 = 8.

–17 + 25 — это то же самое, что + 25 + (– 17), (если знак «+» стоит в начале примера, то на письме он обычно опускается).

То есть, правило «от перемены мест слагаемых сумма не меняется» работает и в том случае, если какие-либо слагаемые являются отрицательными числами.

Поскольку модуль числа со знаком «+» больше модуля числа со знаком «–», это действие можно также решить, просто поменяв –17 и + 25 местами:

25 – 17 = 8.

Этот же пример можно решить при помощи раскрытия скобок.

В §39 7-го издания учебника по математике для 6-го класса авторов А. Г. Мерзляка, В. Б. Полонского и М. С. Якира под редакцией. В. Е Подольского на странице 232 авторы учебника дают следующее правило.

Если перед скобками стоит знак «–», то при раскрытии скобок надо опустить этот знак, а все знаки, стоящие перед слагаемыми внутри скобок, изменить на противоположные.

–17 – (28 – 53) = –17 – 28 + 53;

Преобразуем пример –17 – 28 + 53 таким образом, чтобы получилось два действия сложения.

–17 – 28 + 53 = –17 + (–28) + 53.

Пример –17 + (–28) + 53 можно решить в два действия: сперва к –17 прибавим –28, а затем к получившемуся числу добавим 53.

1) –17 + (– 28).

В §34 7-го издания учебника по математике для 6-го класса авторов А. Г. Мерзляка, В. Б. Полонского и М. С. Якира под редакцией. В. Е Подольского на странице 208 авторы учебника дают правило сложения двух отрицательных чисел.

Чтобы сложить два отрицательных числа, надо:

1) найти модули слагаемых;

2) сложить модули слагаемых;

3) перед полученным числом поставить знак «–».

| –17 | + | –28 | = 17 + 28 = 45.

Перед полученным числом ставим знак «–», получаем:

–17 + (– 28) = –45.

2) –45 + 53;

| 53 | – | –45 | = 53 – 45 = 8.

Знак слагаемого с большим модулем «+», следовательно:

–45 + 53 = 82.

Ответ: –17 – (28 – 53) = 8.

Вариант 17:

–14 – (34 – 59).

Решение:

Как и в шестнадцатом варианте, это пример можно решить двумя способами:

I. В два действия, сперва сделав действие в скобках, а затем полученный результат вычесть из –14.

II. Тоже в два действия, но сперва раскрыть скобки.

Способ I.

1) 34 – 59 = 34 + (– 59).

| –59 | – | 34 | = 59 – 34 = 25.

Знак слагаемого с большим модулем «–», следовательно:

34 + (– 59) = – 25.

2) –14 – (–25);

–14 – (–25) = –14 + (+25) = –14 + 25.

| 25 | – | –14 | = 25 – 14 = 11.

Знак слагаемого с большим модулем «+», следовательно:

–14 + 25 = 11.

Способ II

–14 – (34 – 59) = –14 – 34 + 59 = –14 + (–34) + 59.

1) –14 + (–34);

| –14 | + | –34 | = 14 + 34 = 48.

Перед полученным числом надо поставить знак «–», следовательно:

–14 + (–34) = –48.

2) –48 + 59;

| 59 | – | –48 | = 59 – 48 = 11.

Знак слагаемого с большим модулем «+», следовательно:

–48 + 59 = 11.

Ответ: –14 – (34 – 59) = 11.

Вариант 18:

–10 – (32 – 63).

Решение:

На примерах вариантов 11, 12 и 13 мы уже знаем, что есть два способа решения подобных заданий. Какой из этих двух способов лучше, зависит от условия конкретного примера. В данной ситуации явно удобнее применить второй способ, так как в скобках модуль вычитаемого больше модуля уменьшаемого.

–10 – (32 – 63) = –10 – 32 + 63 = –10 + (–32) + 63.

1) –10 + (–32);

| –10 | + | –32 | = 10 + 32 = 42.

Перед полученным числом надо поставить знак «–», следовательно:

–10 + (–32) = –42.

2) –42 + 63;

| 63 | – | –42 | = 63 – 42 = 21.

Знак слагаемого с большим модулем «+», следовательно:

–42 + 63 = 21.

Ответ: –10 – (32 – 63) = 21.

Вариант 19:

–11 – (42 – 67).

Решение:

Здесь тоже модуль вычитаемого больше модуля уменьшаемого, поэтому тоже решаем вторым способом.

–11 – (42 – 67) = –11 – 42 + 67 = –11 + (–42) + 67.

1) –11 + (–42);

| –11 | + | –42 | = 11 + 42 = 53.

Перед полученным числом надо поставить знак «–», следовательно:

–11 + (–42) = –53.

2) –53 + 67;

| 67 | – | –53 | = 67 – 53 = 14.

Знак слагаемого с большим модулем «+», следовательно:

–53 + 67 = 14.

Ответ: –11 – (42 – 67) = 14.

Вариант 20:

–12 – (22 – 47).

Решение:

В этом варианте тоже удобнее второй способ.

–12 – (22 – 47) = –12 – 22 + 47 = –12 + (–22) + 47.

1) –12 + (–22);

| –12 | + | –22 | = 12 + 22 = 34.

Перед полученным числом надо поставить знак «–», следовательно:

–12 + (–22) = –34.

2) –34 + 47;

| 47 | – | –34 | = 47 – 34 = 13.

Знак слагаемого с большим модулем «+», следовательно:

–34 + 47 = 13.

Ответ: –12 – (22 – 47) = 13.