Найти тему
PsyCase

Повторение события в уме продолжает обучение

Оглавление

Воспроизведение события в уме активирует следы долговременной памяти. Это позволяет продолжать процесс обучения уже вне прямого взаимодействия с объектом. В таком случае человек пытается обновлять предсказательные модели «если..., то...». Однако глубоко автоматизированные решения не получают прямого доступа к сознательной обработке, придерживаясь принципа постоянства. С одной стороны, это сохраняет возможность для быстрых и готовых решений. С другой стороны, это налагает ограничения на обновление и переобучение. В последнем случае также требуется особенно кропотливая работа сознания.

Воспроизведение события в уме обеспечивается активацией предсознательных следов памяти.

Воспроизведение пережитого события в уме обеспечивается переходом содержимого из предсознания в сознание [1].

Сознательную, предсознательную и бессознательную области психического аппарата не следует рассматривать как отделённые друг от друга модули, каждый из которых живёт свою жизнь. Эти системы следует понимать как режимы работы функциональных психических групп (или нейронных сетей).

В когнитивных терминах речь идет о работе долговременной и кратковременной памяти.

Возможность воспроизвести в уме пережитое событие предполагает активацию следов эпизодической памяти, которые переходят в рабочую память.

В этом смысле стоит вспомнить «модель встроенных процессов» [2]: в ней рабочая память (область сознания) буквально является функцией долговременной памяти.

Иными словами, не стоит понимать этот процесс как буквальное перемещение «чего-то» во «что-то» в пространственном смысле: здесь больше подойдет понятие «смена режимов обработки».

Большинство того, что может оказаться в сознании, извлекается из предсознательной памяти. Бессознательная система памяти технически может становиться сознательной только через предсознательную.

Для упрощения: бессознательная система – это область глубоко автоматизированных процедур, которые более не требуют сознательной обработки [3].

Например, процесс обучения чтению сначала требует сознательной обработки восприятия, сличения и соединения букв в слоги, слогов в слова, слова в предложения, что предельно усложняет понимание.

Однако процесс автоматизации навыков чтения позволяет делать его процедурно неконтролируемым, что предельно упрощает понимание.

Память модифицирует предсказания.

Функция памяти позволяет живым существам модифицировать свои предсказательные модели (предикции) под условия изменчивой внешней среды [4].

В память «записываются» все возможные «если..., то...». Они играют роль т.н. «предсказательных моделей» [5].

Например, «если я дотронусь до оголенного провода, то меня ударит током».

Совершенно не обязательно, чтобы такие предсказательные модели были представлены сознанию в форме речевых высказываний.

По сути, любой рефлекторный акт организуется посредством бессознательной модели будущего результата.

Стоит заметить, что такая предсказательная модель (предикция) у человеческих существ может основываться не на личном сенсорном опыте: иными словами, совершенно не обязательно обучаться такому опыту на собственной шкуре, а достаточно получения информации и осмысления оной. На этом основан инструктаж по технике безопасности, который, разумеется, работает не со всеми индивидами.

При этом, с точки зрения психологии, мы видим, что в памяти может фиксироваться как опыт согласования (удачная модель «если…, то…»), так и опыт рассогласования (ошибочная модель «если…, то…»).

Иными словами, мы должны быть осведомленными как об удачных решения (как нужно делать), так и об ошибочных решениях (как делать не нужно).

Короче говоря, следы памяти – это зафиксированный опыт, возникающий в результате обучения взаимодействия с объектами (как успешного, так и ошибочного).

Бессознательное фиксирует быстрые и готовые решения.

Это значит, что мы обучаемся постоянно. И в соответствии с изменчивой и подвижной природой внешней среды мы должны быть также изменчивы и подвижны (поскольку мы являемся буквально прямым продолжением этой среды, или частным ее выражением).

При этом бессознательные психические группы – это глубоко автоматизированные паттерны, которые включаются в работу быстро и обходят сознание (поскольку оно останавливает и замедляет процесс). Это «бездумное» поведение: сначала делаю, а потом, может быть, и подумаю [6].

По сути, если задача может быть решена бессознательно (не требует сознательных уточнений), то ей незачем переходить в режим сознательной обработки (см. схожий принцип в кибернетике [7]).

Проще говоря, если что-то стало полностью бессознательным, то более оно не требует никаких уточнений и воспроизводится автоматически (именно это определяет специфику психоаналитической работы с глубоко автоматизированными компромиссными решениями, проявления которых пациент осознает только как симптом или навязчивое повторение).

Это, однако, не значит, что бессознательное (глубоко автоматизированное) совсем уж не может быть обновлено, остановлено и перестроено.

Если бы это было так, мы бы имели дело с тяжелой и не поддающейся изменению стереотипии, которая вступала бы в жесткое противоречие с изменчивостью и подвижностью внешней среды. В таком случае живая система не смогла бы адаптироваться к изменившимся условиям и попросту погибла в результате возрастания энтропии [8].

Сознание модифицирует автоматизированные решения.

Для модификации т.н. фиксированных форм поведения требуется работа сознания: вместо действия остановиться и подумать.

Отсюда и концепция из классического психоанализа: сознание возникает вместо следа памяти [9]. То есть вместо автоматического воспроизведения уже имеющейся в памяти программы, субъект включает ситуацию и эту программу в сознание, чтобы провести уточнение и качественно новый вывод.

По всей видимости, у автоматизаций есть степень «подвижности». Соответственно, чем сильнее и глубже автоматизация, тем больше нужно мыслительной (сознательной) работы, при которой проводится включение бессознательной процедуру в сеть предсознательных связей, которые создают контекст и производят постепенное уточнение (в психоанализе это называется «проработка»).

Именно поэтому в процессе переработки не следует особенно ожидать озарения и мгновенного перевода новой (уточненной) предсказательной модели в бессознательную автоматизацию.

Нет, это сложная когнитивная работа. По сути, то, что было быстро автоматизировано (именно это происходит при вытеснении), в дальнейшем может быть переработано только путем медленного кодирования.

Это основано на том, что вытеснение и образование компромиссного решения в случае конфликта (задача с невыносимым уровнем сложности и требования) происходит в бессознательной системе. А это значит, что обработка процесса и кодирование памяти здесь происходит быстро. В то же самое время психическая переработка подобных вещей происходит в предсознательной и сознательной системах, основанных на медленном кодировании (см. модель быстрого и медленного кодирования памяти [10]).

Иными словами, страх перед розетками после удара током – это быстро кодируемая память, не требующая сознательной обработки, а обучение иностранному языку с последующей возможностью свободно его применять в общении – это медленно кодируемая память, требующая участия сознания (именно поэтому опыт удара током запоминается на всю жизнь и закрепляет готовое избегающее/опасливое поведение, а изучение иностранного языка – это 5-6 лет активного обучения и практики).

Автоматизированные решения сопротивляются контролю и обновлению.

Пациенты психологов, психотерапевтов и психоаналитиков должны быть информированы и готовы для упорной сознательной переработки глубоко автоматизированных предсказательных моделей, активация и работа которых происходит в обход сознательной обработки.

Им важно понимать, что реконсолидация («перезапись» / «обновление») глубоко автоматизированных «программ» упирается в природу бессознательной процедурной памяти, которую нельзя отменить так же, как может быть отменена ошибка складывании в уме чисел [11]. Процедурную память нельзя отменить, но можно модифицировать путем образования «надстройки» [12].

Процесс проработки чем-то похож на избавление от привычки грызть ногти или губы. Как правило, субъекты, подверженные таким автоматизмам, (а) сознательно сталкиваются не с самим поведением, а его последствием (симптомы в виде ран и повреждение), и (б) не видят связи между исходным конфликтом (событием) и тем, что именно таким образом (автоматически) они его «сбрасывают» (минимизируют).

В таком случае возможная (предполагаемая!) связь этого поведения с вытесненной агрессией на значимую фигуру может для самого человека казаться ничем не обоснованной, поскольку при обращении к предсознательным (событийным) воспоминанием ему будет нечего извлекать в сознание. Зато в процессе психоанализа агрессивный импульс может быть переброшен на фигуру аналитика, и тогда поведенческий автоматизм включится (на что аналитик сможет указать внимание).

Это значит, что вытесненная психическая группа не перемещается буквально из одной системы в другую, но (а) переводится в бессознательный режим обработки и (б) лишается возможности к переходу на сознательный режим обработки.

Даже если вытесненная (подавленная, подвергнутая жёсткому торможению) психическая группа содержит в своём составе эпизодические воспоминания (пережитые события), под влиянием наложенного сопротивления человек не будет иметь к ним доступа, что позволит сохранять постоянство ситуации.

В психоанализе в таком случае идут двумя путями: если сопротивление не позволяет получить доступ к воспоминанию, то его пытаются включить в сознательную обработку; если же воспоминание отсутствует (у этого есть признаки), то проводится примерная реконструкция, то есть формируется покрывающее (замещающее) воспоминание [13].

Виртуализация – это обучение вне контакта с объектом.

Предсознательные системы памяти позволяют извлекать «записи» событий и продолжать пребывание в этих событиях, но в более «виртуальной» (мыслительной) форме [14].

Этот процесс не следует путать с ностальгией или фантазированием, при котором человек посредством воображения временно (или постоянно) замещает себе реальность.

К примеру, сексуальные фантазии могут буквально замещать собой подобные желанные события в действительности, где человек по какой-то причине не может их получить.

По сути, повторение события в мыслительной форме – это обучение без прямого контакта с объектом.

Важно понимать, что такое обучение совершенно не направлено на получение моторных навыков: стать бойцом ММА путем одного мышления невозможно, поскольку необходимо формировать сенсомоторные «узлы» мышечного действия.

Однако продолжение обучения при мыслительном воспроизведении взаимодействий с объектом больше направлено на обновление предсказательных (предиктивных) моделей.

Именно поэтому человеческие субъекты воспроизводят ситуацию из прошлого и мысленно включают в нее иные решения со своей стороны: как надо было ответить и чего не стоило делать.

При этом в процессе психоанализа аналитики сталкиваются с ситуациями, в которых пациенты стремятся избежать мыслительного и нарративного (словами через рот) воспроизведения какого-то неприятного события.

Это связано не только с избеганием неприятных чувств: по больше части, мы спокойно храним огромное количество неприятных эпизодов, а включение их в сознательный режим обработки далеко не всегда вызывает столь невыносимых аффектов.

Запуску процесса переработки (реконсолидации), или переобучения, может препятствовать сопротивление [15]. Это не вопрос вредности: скорее всего, в рамках этого опыта уже произошла какая-то компромиссная автоматизация, перешедшая в бессознательное с наложением на нее принципа постоянства.

Проще говоря: то, что сначала было легко автоматизировано, потом плохо поддается контролю.

Из этого можно сделать вывод, что эпизодические воспоминания, которым человек постоянно и каждодневно подвергается, обеспечивают процесс обучения вне контакта с объектом (но не сводятся только к этому).

Вытесненные и глубоко автоматизированные программы, связанные с определенными событиями, не будут принимать никакого участия в таком воспроизведении. Однако их производные смогут легко оказываться в свободно парящем внимании. В таком случае, человек скорее будет перерабатывать симптом, чем опыт, который этот симптом порождает.

Это значит, что глубоко автоматизированные (в результате вытеснения) психические группы не будут иметь прямого доступа к сознательной обработке, а это значит, что «переобучение в уме» без преодоления сопротивления и вдумчивой рефлексии практически невозможно.

По всей видимости, человеческие субъекты воспроизводят в уме только те события, которые доступны для сознательной обработки и уточнения, а потому их эпизодический компонент буквально содержится в предсознательной системе.

В то же самое время события, связанные с вытеснением и, соответственно, с грубым торможением психической группы, скорее всего, практически не будут доступны для сознательного внимания и мышления.

Бессознательное выражает себя через действие.

Возникает вопрос: если бессознательная установка не разворачивается в сознании и блокирует предсознательные элементы (воспоминания о событиях), то каким образом психоаналитики обнаруживают эти установки?

Бессознательная система психического аппарата включает в себя то, что в когнитивной психологии и нейробиологии называют как процедурная память. Я не считаю, что вся процедурная память строго бессознательна, поскольку мы буквально можем наблюдать сознательные процедуру: то есть не автоматизированные, а вполне себе контролируемые.

Однако важно, что глубоко автоматизированные процедуры переводятся в действия без «мысли». Отсюда важность такого явления как перенос, который неизбежно возникает у пациента при взаимодействии с аналитиком.

Простым примером такого переноса может быть простая процедура, на которую сам пациент может не обращать никакого внимания. Это борьба за власть в кабинете. Пациент может начать спорить с аналитиком по поводу и без, воспроизводя глубоко автоматизированную процедуру.

Задача психоаналитика в таком случае постараться перевести этот первичный процесс (быстрые и автоматизированные решения) во вторичный процесс (медленные и контролируемые решения). Иными словами, вместо «делать», нужно включить «думать». Психоаналитик тогда выступает в качестве «внешнего внимания», то есть он обращает сознательное внимание пациента на то, чего пациент не может видеть, отрабатывая эту самую глубоко автоматизированную предсказательную модель.

Из общего контекста может стать ясно, что подобная борьба за власть и склонность спорить по поводу и без, может быть компромиссным решением типа: «Если я буду бороться с другим, то не буду от него зависеть». Естественно, что в мыслительном воспроизведении событий, связанных с этим решением, не будет никакого материала: человек просто не будет думать о том, что автоматизировано как «готовое решение, не требующее уточнений».

Литература.

[1] Freud S. Erinnern, Wiederholen und Durcharbeiten (1914).

[2] Cowan N. Short-term Memory Based on Activated Long-term Memory: A Review In Response to Norris (2017), doi: 10.1037/bul0000199.

[3] Squire L.R., Dede A.J. Conscious and Unconscious Memory Systems, doi: 10.1101/cshperspect.a021667.

[4] Solms M. New project for a scientific psychology: General scheme, doi: 10.1080/15294145.2020.1833361.

[5] Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем.

[6] Freud S. Formulierungen über die zwei Prinzipien des psychischen Geschehens (1911).

[7] Полуянов В.Б. Кибернетический подход к пониманию мотивации.

[8] Шрёдингер Э. «Что такое жизнь?». Популярные лекции. – СПб.: Страта, 2021.

[9] Freud S. Jenseits des Lustprinzips (1920).

[10] Henke K. A model for memory systems based on processing modes ra-ther than consciousness, doi: 10.1038/nrn2850.

[11] Josselyn A., Köhler S., Frankland P. Finding the engram, doi: 10.1038/nrn4000.

[12] Александров Ю.И. и др. Консолидация и реконсолидация памяти: психофизиологический анализ.

[13] Freud S. Hemmung, Symptom und Angst (1926).

[14] Carhart-Harris R.L., Friston K.J. The default-mode, ego-functions and free-energy: a neurobiological account of Freudian ideas, doi: 10.1093/brain/awq010.

[15] Solms M. The Neurobiological Underpinnings of Psychoanalytic Theory and Therapy, doi: 10.3389/fnbeh.2018.00294.

Автор:

Денис Петришин, магистр филологии, психоаналитик, автор блога PsyCase.

Все ресурсы PsyCase:

VK: vk.com/psycaseanalytic

Boosty: boosty.to/psycase

Dzen: dzen.ru/psycase

Telegram: t.me/psycaseanalytic

YouTube: youtube.com/@psycase