История началась в 1979 году.
Наташа вернулась домой к матери, учёба и жизнь в городе не задалась. Скромная девушка хотела учиться, а её сокурсницы и соседки по общежитию развлекались. Она сидела за конспектами, а девчонки тут же устраивали вечеринки. В общежитие были и мальчишки. А чего бы ради старались так девчонки? Каждая искала себе кавалера.
- Натали, давай с нами, забей ты на эту учёбу. Главное мужа найти, а не работу. Работа она сама нас найдёт. Ещё успеешь.
Наташа не слушала их и старалась. Ей очень хотелось выбраться из бедности, помочь матери. Она старшая в семье, а после неё ещё три сестры. Сына отец так и не дождался, а когда родилась четвёртая дочь сбежал. Мать даже в розыск подавала, но он все бегал, от жены, от детей, от алиментов. Тогда никто не знал, что его уже нет в живых.
Наташа старалась, поступила сама, только вот учиться ей было не суждено. Что ей подмешали в чай она не знала, кто попросил об этом и подавно.
- Ну ты, скромница, вчера и дала жару. – смеялись соседки. – теперь парни к тебе толпами пойдут, будешь деньги зарабатывать.
Наталья плакала, она ничего не помнила, но о чём говорят поняла. А парни стали ей интересоваться. Всё это дошло до руководства училища. Её попросили уйти тихо и без скандала. Наташа уже и сама была рада сбежать от позора.
Мать встретила её не ласково.
- Я тебе столько денег дала. На билеты, на житьё, а ты и года не проучилась. Как это понимать? Не дай бог в подоле принесёшь?
- Мама, ну так получилось. Не могу я там учиться. – Наташа не хотела посвящать мать в подробности.
Наташа уже знала, что беременна, но рассказать матери хотела немного позже. Мать должна понять, решила она. Но мать не поняла.
- Ты раньше почему молчала? Хочешь мне ещё девку подсунуть? Мне оно надо? Я думала хоть одним ртом меньше будет, когда ты поступила. Горе мне с тобой. Сама виновата, сама и воспитывай. Крутись. Раз беременна, значит взрослая. Я и так еле концы с концами свожу. Мне бы сестёр твоих поднять, а тут ты с пузом. Хороший пример подала сёстрам.
- Они ещё ничего не знают. Мне уехать?
- А ты как думаешь? И не вздумай вернуться.
Наталья заплакала и ушла в комнату, которую делила с сёстрами. Она тихо собрала вещи. Денег у неё немного осталось, но куда ехать. Далеко не получится, а близко никого нет. Хотелось далеко, чтобы никто её больше не нашёл, не напомнил о прошлом. Она решила ехать к деду. Дед жил за три тысячи км, Наташа даже плохо представляла, как туда ехать. Адрес она нашла в шкафу, там было письмо от него. Писал он сыну, а сын письмо так и не прочитал. Мать Натальи послание даже вскрывать не стала, кинула и забыла. А Наталья его взяла себе, думала при встрече отдаст отцу, но он так и не объявился. Письмо пригодилось, вернее адрес на конверте.
– Скажите, как мне доехать? – спросила она на железнодорожном вокзале в кассе.
- Обратитесь в справочное. – сказала молодая девушка. – Простите, но я не знаю. Я первый день работаю.
В справочной ей подробно рассказали. Денег на билет хватило, Наташа обрадовалась, но ехать нужно было почти трое суток. На билет хватило, а из еды только бутылка молока и полбуханки хлеба. Ничего, она выдержит. Добрые люди помогли.
- Что же ты еды не взяла? Угощайся.
- Денег просто не осталось. – честно сказала Наталья.
- В твоём положении надо хорошо питаться.
- Уже заметно.
- Заметно. У меня глаз намётан, мальчишка будет.
- А мама говорила – девка.
- Не права твоя мама. А ты куда едешь, к мужу?
- К деду. Навестить его надо, вот письмо написал.
- Молодец.
Наташа лежала на верхней полке и смотрела на конверт. Она так и не вскрыла его. Читать чужие письма было не принято.
***
От станции до деревни, где жил дед нужно было добираться ещё два км. На автобус уже не было денег. Наталья пошла пешком. Почему-то дорога показалась ей знакомой. Да и дом деда она сразу признала, это потом уже она обратила внимание на его номер.
- Дедушка, я Наталья, внучка твоя.
- Старшенькая, Наташенька. А где ж сын мой? Просил ведь его приехать.
Внучка всё рассказала.
- Вот ведь дела у вас какие, а мать твоя дура. Ну и мой сын не лучше. Это надо же – сбежал. А я его звал, думал, что поможет мне. Видно так и помру. Мы же с ним виделись, когда тебе пять лет было. С тобой они приезжали, а мать твоя уже беременна была. Ты любила по полю бегать. Ты письмо то читала? Нет. Читай. Я же просил его приехать, дом хотел ему передать. По всей видимости не достоин он. Ну теперь тебе тут хозяйкой быть, а мне стало быть и помирать рано. Будем дитё ждать.
- Спасибо, дедушка.
- Ну, хватит сопли распускать. Жить будем. Это моя комната, а ты любую занимай. Всё твоё.
Наталья не рассчитывала на такой приём. Думала, что дед ворчать будет, а он всё понял.
Мальчик появился на свет в сентябре. Права была женщина в поезде. Назвать Наталья его решила в честь деда Степан. Дед обрадовался. С отечеством вышла заминка. Наталье нравилось имя Сергей, да и дед был Сергеевич, поэтому сын Степан Сергеевич.
- Матери не будешь сообщать?
- Нет. Письмо писать не хочу, а про телеграмму вся деревня знать будет. Когда-нибудь я съезжу к ней, но не сейчас.
- Наверное это правильно.
Младший Степан рос, старший старел. Дед написал дарственную на внучку, как хотел когда-то написать её на сына. От сына вестей не было.
Наташа работала, дед заставил её получить образование, хоть и заочно. Он оставался с ребёнком, когда она уезжала на сессии. Маленький Степан в полгода сильно заболел, пришлось вызывать скорую. Молодой врач приехал быстро. А потом стал часто навещать их. Он справлялся о здоровье Степана и его деда. Молодая мать его интересовала больше. Он не решался задать вопрос про её мужа и отца ребёнка, но дед ему рассказал все сам.
- Если ты с серьёзными намерениями, то не спрашивай её, это в прошлом. Ей и так от жизни досталось.
- Я понял.
Мужчина долго ухаживал за Натальей, но всё же добился её расположения. Степан к нему очень привязался.
- Я усыновлю его. И отчество моё будет. Ты согласна?
- Он и так Сергеевич как дед. Мы с ним так решили.
- Вот это да! Вы прямо как знали.
Наталья перед свадьбой написала письмо матери, даже приглашение послала ей и сёстрам, но никто не приехал. Даже ответа не было.
***
Шли годы. Работа, второй ребёнок, смерть деда.
Наталья и Сергей хотели сами съездить к семье Наташи, но наступили лихие девяностые. Денег не хватало, да и творилось не известно что. Письма Наталья писала, но ответа так никогда и не было. Она переживала, мать вычеркнула её из жизни в самый тяжёлый момент.
Степану было двадцать лет, когда они смогли всей семьёй поехать к родственникам. Наталья целых двадцать лет не видела мать и сестёр.
Казалось, что ничего не изменилось. Улица, тополя, березы, дом. Дом, дом... всё так и было много лет назад, только деревья были меньше. У дома стояла мать. Наташа обняла её.
- Мама, я приехала. Вот моя семья. Муж Сергей, сын Степан, дочка Карина.
- Вижу. Проходите. – холодно сказала она. – Я одна живу. Сёстры твои в городе живут, замужем все. Одна ты непутёвая.
- Мама, зачем ты так? У меня семья. Я же тебе писала.
- Меня отец предал, а ты к деду поползла. Как это понимать?
- А куда мне было? Родни больше нет, а ты меня выгнала.
- Не знаю, и знать не хочу.
- Нам уехать?
- А ты как думаешь?
- Я поняла тебя, мама.
Наталья снова плакала, наверное впервые за двадцать лет. Конечно иногда были слёзы, но слезы радости, печали. А тут слезы обиды.
- Уходим, дети, Серёжа.
Все вышли за калитку, Сергей пытался вызвать такси.
- Дочка, – Наташа услышала тихий голос матери, которая стояла на крыльце, – прости. Вернись. Дочка.
Наташа вернулась и обняла мать.
- Я все двадцать лет ждала нашу встречу, а сейчас не знаю, что на меня нашло. И тогда тоже. Прости меня.
- Все, мама. Забудем это. Серёжа отец моих детей.
- Простите меня все.
Мать и дочь долго разговаривали и плакали. Теперь у них всё будет хорошо. Впереди целый отпуск, встреча с сёстрами.