Найти тему

Как из-за табурета чуть война не случилась

Право сидеть в присутствии других людей, которые должны стоять, издавна считалось атрибутом власти и знатности. Во Франции в 15-17 веках такое право получило название "право табурета" ("Tabouret de grace" или "droit du tabouret")

Понятно, что таким правом сидеть всегда и везде обладали король с королевой. А вот сидеть в присутствии короля или королевы могли не только лишь все, мало кто мог. Первоначально этим правом обладали лишь герцогини - жены герцогов. Герцоги в период становления французского государства обладали богатством и силой не меньше, чем сам король. Поэтому королям нужно было их как то умаслить, чтоб они не оспаривали право на трон. Они заключали браки и роднились с герцогскими семьями. А если детей не хватало, то предоставляли женам герцогов право сидеть в своем присутствии. О чем выдавали специальный диплом. Узок был круг этих людей. Генрих III в своем общем регламенте королевского двора, изданном в 1582 году, напоминал, что в дни балов необходимо, помимо своего трона и трона Королевы, внести в залу еще около двадцати мест, для тех, кому такое право принадлежит. Причем и качество сидения строго регламентировалось. Внуки и внучки Франции (то есть внуки и внучки короля) имели право на стул со спинкой, принцы крови (те, кто мог унаследовать престол) имели право на кресло. Остальные довольствовались табуретом. И этих дам, имеющих право сидеть в присутствии короля и королевы называли "сидящими дамами" или попросту "табуретами". И эти дамы, сидя на своих табуретах, свысока взирали на всяких там маркизов, графов, баронов и их жен, смотрели на них как на быдло. После смерти мужа (а герцоги мерли в те времена как мухи) требовалось большое искусство, чтобы не лишиться этой привилегии. Те герцогини, которые отказывались выйти замуж повторно, не лишались ни своих чинов, ни своих табуретов, ни своих мест в покоях королевы и других местах. Другие, наоборот, лишались всего этого в ожин миг, повторно выйдя замужво. Вот и выбирай, что лучше - еще раз выйти замуж или смотреть на всех как на чернь.

И конечно же жены маркизов, баронов и графов страстно хотели тоже стать "табуретами" и смотреть на всех остальных "сверху вниз", интриговали, подговаривали своих мужей на отчаянные поступки. Как говорят - в борьбе обретешь ты право свое "на табурет". Ну и короли тоже ведь не железные, тоже ведь люди. Тоже вынуждены были иногда давать это право семьям не столь родовитым. И однажды это чуть не довело страну до междоусобной войны. Началось все при Людовике XIII, который даровал право табурета даме не очень знатной фамилии по фамилии Бульон. Начались роптания, другие дворянские фамилии тоже стали требовать себе такого права. Но тут Людовик XIII в 1643 году умирает, править остается королева Анна Австрийская, которая предоставила право табурета еще трем не очень знатным дворянским фамилиям. Тут конечно герцоги не стерпели - их жен приравняли к каким то выскочкам, к каким то баронам. Доколе. Но и низшее дворянство не дремало. Они тоже захотели себе такого права - они мол не хуже других, не хуже какого то Бульона, а герцогиням пора уже подвинуться и дать место для других табуреток. Очень немногие обладали духом и мудростью г-на де Монтозье, который говорил любому, кто слушал: «Я не думаю о праве табурета; у моей жены хорошие ноги. Она будет стоять вертикально." Несколько месяцев дело шло к настоящей войне. Высшее дворянство провело несколько собраний в доме гардеробмейстера Ее Величества и даже подписали протестацию. Пришлось королеве идти на попятную. Против протестации не попрёшь. Четыре маршала были посланы объявить собранию дворянства, что королева лишает принцессу Морсильяк и госпожу Де Пон права табурета (вот они наверное расстроились). В 1651 году Анна Австрийская передает власть на королевство своему сыну Людовику XIV. Который по малолетству начинает раздавать право на табурет направо и налево. Согласно заметке Сен-Симона в его работе «О чинах иностранных государств» следующие дамы удостоились права табурета: мадам де Тингри и принцесса Эспинуа (1662 г.), г-жа де Монтеспан (1666 г.), маршал Шёнберг (1668 г.), принцесса Изенгиенская (1677 г.), герцогиня Браччано (1680 г.), герцогиня де Сфорс (1688 г.), графиня Алмонд, фаворитка королевы Англии, и герцогини двора Сен-Жермен (1689 г.), принцесса Фюрстенбергская (1694 г.).

К концу 17 века стало понятно, что с этим правом нужно заканчивать, табуреты уже некуда было ставить во дворце.

Суета сует и всяческая суета. А некоторые ведь жизнь ложили за это. Интересно, изменилось ли что-нибудь в этом мире? Или за право быть поближе к первому лицу, повыше над другими, идет такая же

борьба?