Не стоит слепо полагаться на способы выбора благоприятного дня, времени и направления, но не стоит и полностью пренебрегать ими. Причина, по которой не следует полагаться на это искусство, заключается в том, что благоприятное время обще для всех, и если [какой-либо] день удачен для ваших войск, то он удачен и для [вашего] врага. Сутра «Хикэкё» гласит: «В буддизме нет удачных или неудачных дней», а в сутре «Нэханкё», или «Сутре Нирваны», говорится, что: «в учении Нёрай, также нет способа выбора удачных дней». Также не стоит полагаться и на выбор удачного направления, потому что Мэн-цзы говорил следующее:
«В военном деле благоприятное время, зависящее от Неба, уступает выгодам местности, а выгоды местности уступают согласию людей. Представим себе город, стены которого имеют в длину три ли, с укрепленными предместьями в семи ли от него. Ты окружил этот город и пошёл на приступ, но не одолел его. То, что тебе удалось окружить его и пойти на приступ, безусловно, имеет отношение к использованию благоприятного времени, зависящего от Неба. Однако то, что ты все же не одолел, означает, что благоприятное время от Неба уступило выгодам местности, в которой расположен город». (перевод В.С. Колоколова)
Если поразмыслить о том, как играть в го, то можно заметить, что те, кто хорошо играют, выигрывают, даже если идут в неудачном направлении, а те, кто играют плохо – проигрывают, даже если идут в удачном. Однако, тем не менее, нельзя сказать, что это искусство полностью бесполезно, потому что искусство войны – это путь обмана. И если вы будете игнорировать, то, что написано в этих главах, и не будете прислушиваться к их учению, об удачном и неудачном дне, часе и направлении, то вы не сможете заставить трусов действовать смело и манипулировать глупцами и невеждами.
Конфуций сказал: «Простолюдинов можно заставлять следовать должным путём, но им не надо знать, почему это нужно делать».
Относительно вышесказанного, вам следует обратить внимание на правильное решение земных дел.
Вэй Ляо-цзы сказал:
«Наказания использовались при нападении [на восставших], добродетель использовалась для сохранения [народа]. Это не то, что называется «небесными знамениями, [благоприятны ми] часами и днями, инь и ян, обращением лицом или спиной». [Победы] Желтого Императора были следствием человеческих усилий, вот и всё». (Пер. Р.В. Котенко)
Что касается человеческих усилий, то вы должны уметь управлять [людьми] настолько хорошо, насколько это возможно, используя свою власть в соответствии со временем и местом, и с тем, что необходимо [в данных обстоятельствах]. Если вы преуспели в решении «человеческих вопросов», то можно сказать, что вы верны в своих принципах, а правильный принцип – это путь Неба. В «Синли да-цюань» сказано: «Небо – это Принцип, и в природе человека также содержится небесный Принцип». Таким образом следование принципу и посвящение себя Небу рассматривается, как единство «Я» и «Не я», что и является небесным принципом. Кроме того, принцип это не просто принцип а путь Небес. Таким образом, если вы будете следовать принципу, вас будут защищать духи и ками, даже если вы изберёте неудачный день, направление и так далее, и вы будете жить долго и в мире. Тай-гун говорил, что происходящее в нижнем мире меняет законы Небес; поэтому если вы совершаете правильные действия, то день, для вас, будет удачным, а если совершаете неправильные действия, то день, для вас, будет несчастливым. Также, если вы совершаете правильные поступки, можно сказать, что это будет удачное направление, а если совершаете неправильные – то неудачное. Эти слова говорят обо всём. Поэтому не полагайтесь на гадания, а проверьте все сами.
В Древнем Китае Тай-цзун из династии Тан спрашивал Ли Цзиня:
— Можно ли отбросить [гадательную] практику инь и ян?
Ли Цзин сказал:
— Нельзя. Война — это Дао хитрости, поэтому если мы верим в гадательную практику инь и ян, мы можем влиять на жадных и глупых. Её нельзя отбросить!
Тай-цзун сказал:
— Однажды вы сказали, что выбор благоприятных сезонов и дней — не для просвещенных полководцев. Только невежественные полководцы придерживаются их, поэтому лучше этот выбор отбросить.
Ли Цзин сказал:
— Тиран Чжоу погиб в день, обозначенный как чжай-цзы (яп. киноэ-нэ); У-ван достиг процветания в тот же день. Согласно благоприятным сезонам и дням, чжай-цзы— это первый день. Шан была в беспорядке, а Чжоу хорошо управлялась. Процветание и упадок различны в данном случае. К тому же сунский император У-ди собрал свои войска в «день, когда идут к гибели» (яп. Оумоунити). Все командиры в армии считали это непозволительным, но император сказал: «Я пойду вперёд, и враг погибнет». Действительно, он покорил их. Ссылаясь на эти случаи, ясно, что выбор можно отбросить.
Однако, когда Тянь Тань был окружен Янь, Тань приказал одному человеку предстать в образе духа. Он поклонился и обратился к нему, и дух сказал, что Янь можно уничтожить. Затем Тань использовал пылающих животных, чтобы наступать, и атаковал Янь, нанеся им сокрушительное поражение. В этом Дао хитрости военных мыслителей. Выбор благоприятных сезонов и дней сходен с этим.
Тай-цзун сказал:
— Тянь Тань вверил свою судьбу таинственному и уничтожил Янь, а Тай-гун сжег стебли тысячелистника и черепашьи панцири, и тем не менее, выступил, чтобы уничтожить тирана Чжоу. Как же так, ведь эти два поступка противоречат друг другу?
Ли Цзин сказал:
— Непостижимые побуждения были одинаковыми. Один действовал противно [правилам] и захватил [врага], другой – в соответствии с ними и осуществил [свои расчеты].
В древности, когда Тай-гун помогал У-вану, они достигли Муе, где попали под дождь с грозой. Флаги и барабаны были сломаны или уничтожены. Сань И-шэн хотел гадать о благоприятном отклике, прежде чем выступить. Это тот случай, когда из-за сомнений и страха в армии он полагал, что они должны положиться на гадание, чтобы спросить духов. [Но] Тай-гун был убежден, что сгнившая трава и иссохшие кости не стоят того, чтобы их спрашивать. К тому же, в случае, когда подданный нападает на своего правителя, разве будет ещё одна такая возможность? Я полагаю, что Сань И-шэн выказал свои побуждения в начале, но Тай-гун приобрёл их впоследствии. Даже если один противоречил, а другой следовал [практике гадания], причины этого были одинаковыми. Когда ранее я говорил, что эту практику нельзя отбросить, это большей частью для того, чтобы сохранить жизненную точку ци до того, как дела начнут проявлять себя. Будут ли они успешными, это лишь вопрос человеческих усилий, и все!» (пер. Р.В. Котенко).
В приведённом выше отрывке всё кажется очень разумно: Сань И-шэнь гадал, чтобы успокоить войско, а Тай-гун призывал воспользоваться представившейся возможностью [для наступления]. Таким образом, основная причина их действий, одинакова – оба они стремились преодолеть колебания солдат. Таким образом, гадание, относительно удачного или неудачного дня, часа или направления является разумным, и здесь я [Фудзибаяси] собираюсь описать ниже, в оставшейся части этой главы, основные методы гадания, используемые [в Японии сегодня].
Фудзибаяси Ясутакэ «Бансэнсюкай», свиток 16 «Тэндзи».
"Бансэнсюкай" Из 16-го свитка "Тэндзи" ("Небесные циклы")
5 минут
4 прочтения
14 сентября