В современном мире, который характеризуется быстрыми темпами развития и внедрения технологий и глобализацией, гораздо больше взаимосвязей. Особенностью предмета «иностранный язык» является наличие множества точек соприкосновения с другими предметами, следовательно, методы преподавания английского языка, основанные на запоминании слов и грамматических правил, не всегда эффективны.
Согласитесь, изучая художественные произведения, преподаватель иностранного языка обратится как к литературе, чтобы обсудить с воспитанниками творчество писателей, так и к истории, обращая внимание обучающихся на исторические факты для лучшего понимания эпохи, в которой творили писатели.
Учитывая обширные связи предмета Английский язык с другими учебными дисциплинами, одной из основных задач при разработке урока определяю расширение и укрепление данных связей и обращаюсь к предметно-языковому интегрированному обучению (Content and Language Integrated Learning, CLIL), которое позволяет объединить изучение английского языка с углубленным изучением других предметов, открывая перед обучающимися новые возможности для понимания и использования английского языка.
Основная идея предметно-языкового интегрированного обучения заключается в том, чтобы объединить академические знания и языковую практику. Вместо того, чтобы изучать английский язык отдельно от других предметов, обучающиеся занимаются изучением языка через учебные материалы по различным темам, таким как естественные науки, история, обществознание и т.д. Это помогает им лучше понимать и запоминать материал, поскольку они применяют язык на реальных примерах и ситуациях, связанных с изучаемыми предметами.
Одно из преимуществ предметно-языкового интегрированного обучения – это возможность учить английский язык не как отдельную дисциплину, а на конкретных примерах изучаемых учебных предметов.
Так, например, при подготовке интегрированного урока «Вокруг света за 40 минут» в 9 классе при отборе материала интегрируемых предметов учитывалась необходимость соответствия материала как языковым, так и предметным целям, уровню умений и знаний обучающихся. В результате, воспитанники не только определяли сходства и различия английских и русских поговорок про путешествия, но и восстановили маршруты великих мореплавателей и находили скорость транспортных средств.
Интересные задания практической направленности, соответствующие возрастным особенностям нахимовцев, постановка проблемных вопросов – все это активизирует учебно-познавательную деятельность обучающихся, предоставляя им возможность учиться самостоятельно работать с дополнительными источниками информации.
Еще одно преимущество предметно-языкового интегрированного обучения – это развитие коммуникативных навыков учащихся. Изучение английского языка через предметы позволяет учащимся практиковать речь на английском языке в различных ситуациях, связанных с учебными предметами.
В рамках интегрированного урока обществознания и английского языка в 8 классе по теме «Семья», нахимовцам предстояло провести аналогию между семьей и экипажем, обсудить качества, которые помогают сплотить экипаж, сформировать команду единомышленников, собрав статистические данные и отправиться в путешествие.
Дифференцированные практико-ориентированные задания способствовали созданию атмосферы включенности каждого воспитанника в работу, осуществлению сотрудничества со сверстниками в решении общих проблем.
Еще одним важным преимуществом CLIL является повышение мотивации учащихся. Изучение предмета на иностранном языке делает процесс обучения более интересным и увлекательным, так как ученики видят практическую значимость, которую они получают от освоения иностранного языка. В качестве подтверждения этого можно привести еще один пример - внеурочное интегрированное занятие по английскому языку и географии «Путешествие по Калининграду», на котором нахимовцам 5 класса было предложено разработать 1-дневный туристический маршрут по Калининграду, а именно, подсчитать примерную стоимость и длительность маршрута, подобрать наиболее подходящий транспорт. Одновременное развитие языковых и предметных навыков обучающихся позволяет воспитанникам применять полученные знания в реальных ситуациях, что способствует их глубокому усвоению.
CLIL-урок отличается формами работы. В таком уроке выделяют ведущую дисциплину и вспомогательную, которая будет способствовать углублению и расширению материала основной дисциплины. На таких уроках обучающиеся учатся использовать иностранный язык как инструмент познания для приобретения дополнительных знаний в разных областях.
Следует заметить, что на занятиях применяются элементы Soft CLIL, т.к. задача состоит в изучении иностранного языка, используя темы и материалы из других предметов. Например, при изучении темы «Экстремальные виды спорта» мы вспомнили расчетную формулу свободного падения, узнавали скорость обычного серфера и сноубордиста.
В заключении можно сказать, что предметно-языковое интегрированное обучение помогает развивать у обучающихся современные компетенции, такие как критическое мышление, творческие способности и умение решать проблемные ситуации. Они учатся анализировать информацию, искать решения, работать в команде и принимать ответственность за свое обучение.
Больше материалов и готовых мультимедийных презентаций к УМк Spotlight 10-11 можно найти здесь: https://t.me/EduSlides_SpotLight_10_11 Буду рада, если присоединитесь.