Найти тему
Я люблю лодки!

03-15.09.2024 Ворота верфи

Я вообразил, что сотворю ворота за три-четыре дня, а по факту понадобилось значительно больше...

Привет! Я строю парусную лодку-динги 3.8 м по проекту Радослава Вершко (Radosław Werszko) и веду этот Дневник судостроителя.

Итак, лодка почти готова к ходовым испытаниям, но на её пути к воде имелось серьезное препятствие - кирпичная стена сарайчика. Иными словами, уже давно беременный сарайчик не мог разродиться лодкой по причине отсутствия у него родовых путей. Как апельсинки не родятся от осинки, так и лодки не родятся от сарайчиков. Проём в стене я сделал быстро, назвал сарайчик верфью и был готов плюнуть на ворота и как можно скорее отправиться на испытания. Будь лодка готова, а не "почти готова", я бы наверняка так и сделал. Хотя, это не точно :)

Коробка ворот

Она будет состоять из внутренней и наружной рам, выполненных из стального уголка 50*50*4. Уголок горячекатаный - покрыт окалиной, её удаление с 21 погонного метра уголка заняло 6 часов (новая щетка для УШМ износилась полностью).

Это была первая операция, полностью упущенная при оценке трудоемкости изготовления ворот. Немаленькое упущение в 6 часов жужжания болгаркой. После этого мне запомнилось прикольное ощущение: когда медленно сводишь или разводишь пальцы, то кажется, будто между ними вибрирует невидимая энергия, которая вот-вот превратится в плазменный шар. Жена спрашивает: - "чего это ты делаешь"? А я ей: - "шаровую молнию пытаюсь зажечь". Она: - "ну-ка ну-ка..., нет, ничего не выходит". Ну да, не Гарри Поттер.

Уголки нарезаны, кромки разделаны под сварку, сдираю окалину
Уголки нарезаны, кромки разделаны под сварку, сдираю окалину

Вместо сварочного стола - кирпичи, выставленные по лазерному уровню в плоскость (погрешность до +/- 3 мм). Диагонали рам выставлял с точностью до миллиметра.

Каплевидные петли приваривал с помощью проставок, упоров, подкладок, струбцин: получилось совершенно одинаково и соосно.

Выставляю петлю перед свариванием
Выставляю петлю перед свариванием

Дальше нужно было окрасить рамы в два слоя. С удивлением для себя истратил на это ещё 5 часов и половину предназначенной для ворот краски! А дело в том, что площадь поверхности рам - 4 кв.м. Кто бы мог подумать?!!

Окрасил рамы. Кончики поперечин будут привариваться к внутренней раме - оставил их неокрашенными
Окрасил рамы. Кончики поперечин будут привариваться к внутренней раме - оставил их неокрашенными

Полуавтомат неисправен!

Этим сварочным полуавтоматом я пользуюсь уже 8 лет. Варил редко и выработал около 20-25 кг проволоки. Использовал только диаметр 0.8, а всё потому, что не получалось открутить барашек ролика механизма подачи проволоки и поменять ролик.

При смене диаметра проволоки или её типа требуется заменить ролик механизма подачи проволоки. При сварке обычной проволокой в среде защитного газа следует использовать ролик типа "V" (гладкая V-образная канавка), а для флюсовой проволоки - ролик типа "K" (канавка с насечками или зубчиками).
Ролики типа "К" для сварочного полуавтомата
Ролики типа "К" для сварочного полуавтомата

В процессе работы я заметил, что всё чаще и чаще происходят сбои при подаче проволоки. Причины тому могут быть разные, в том числе и использование ролика "V" вместо "K" при сварке флюсовой проволокой (а я варил именно такой). Чтобы проволока двигалась легче, я старался держать "хобот" полуавтомата максимально прямым, но и это перестало помогать.

Пришлось разбирать механизм подачи проволоки. Боялся сломать, так как усилия прикладывал приличные: пластиковый барашек варварски крутил плоскогубцами. И знаете, что выяснилось? В механизме отсутствует шпонка! И продавцы закрутили барашек до отказа ради того, чтобы скрыть недостачу! Нехорошие люди.

Механизм подачи сварочной проволоки. Затянутый намертво болт с пластиковым барашком
Механизм подачи сварочной проволоки. Затянутый намертво болт с пластиковым барашком

На изготовление новой шпонки потребовалась одна минута.

Новая шпонка между роликом и шестеренкой
Новая шпонка между роликом и шестеренкой

Флюсовая проволока

В самый разгар работы закончилась флюсовая проволока, а углекислый газ закончился задолго до того.

Сегодня не все могут таскать заправленный углекислотой баллон, вернее, таскать могут не только лишь все, мало кто может это делать (C)

Чтобы флюс при сгорании в сварочной ванне эффективно защищал расплавленный металл, необходимо обеспечить определенный режим сварки: напряжение, скорость подачи проволоки и полярность. Как-то мне попалась флюсовая проволока известного бренда, под которую я так и не смог настроить сварочный аппарат - её рабочий диапазон (относительно сварочных параметров) был очень узким. А я взял аж 4 бобины! Хорошо, что продавец пошёл навстречу и забрал 3 бобины обратно, подтвердив, что "да, подходит не для всех аппаратов". Потом я нашёл подходящую проволоку и закупился на несколько лет вперед, но на ворота этого запаса не хватило.

Купить проволоку привычной марки не удалось - в продаже сплошь новые бренды, пришлось заказывать "на удачу". И знаете, мне повезло: новая проволока оказалась не требовательна к настройкам, мало брызгает и ласкает слух равномерным "журчанием" (а значит процесс идёт как надо).

Вот эту проволоку я купил: Tohatsu. Производитель и марка указаны, бобина упакована герметично, варит хорошо - вполне качественный продукт
Вот эту проволоку я купил: Tohatsu. Производитель и марка указаны, бобина упакована герметично, варит хорошо - вполне качественный продукт

Каркасы створок

Выполнены из профильной трубы 50*25*2. Труба без окалины и ровнее уголка. Каркасы створок получились значительно более жесткими, чем рамы коробки (рамы легко скручиваются, а створки нет). Калитка в створках не предусмотрена, так как имеется другой вход.

Каркас створки
Каркас створки

Каркасы будут иметь зазоры от рамы: сверху 10 мм, снизу 20 мм, по бокам 4 мм, между створками 10 мм.

Обшивка створок

Выполнена стальными листами 2500*1250*1.5 (я бы взял толщину 2 мм, но не подниму). Фактическая ширина ровно 1250, а вот длина на 14 мм больше заявленной: 2514. Я не подрезал листы и не собирался их наращивать, а потому проектировал ворота отталкиваясь от фактических размеров листов.

Ровным основанием является каркас створки, на которую уложен лист обшивки и сверху уложен привариваемый к обшивке каркас. Кое-где были зазоры между каркасом и листом, которые устранялись подкладками или струбцинами
Ровным основанием является каркас створки, на которую уложен лист обшивки и сверху уложен привариваемый к обшивке каркас. Кое-где были зазоры между каркасом и листом, которые устранялись подкладками или струбцинами

На первой створке я приваривал обшивку к каркасу короткими швами длиной 2-3 см с шагом 100 мм и это вызвало небольшие сварочные деформации листа. На второй створке уже варил швами по 1-1.5 см - получилось лучше.

Кстати, в ночь перед привариванием второй створки прошёл ливень (не предсказанный прогнозом погоды) и на утро лист обшивки приобрел вот такой ужасный вид. Пришлось зачищать, полуавтомат любит чистый металл...

Вот так лист заржавел на утро после ночного дождя. А что будет после трех дождей? Лист растает словно сахар?
Вот так лист заржавел на утро после ночного дождя. А что будет после трех дождей? Лист растает словно сахар?

Установка ворот

Между цоколем и бетонным полом потребовалось продолбить-просверлить перфоратором канавку, в которую войдет полка уголка внутренней рамы (ещё 4 часа незапланированной работы).

Канавка между цоколем и бетонным полом
Канавка между цоколем и бетонным полом

Установил внутреннюю раму, затем внешнюю. Деревянными подкладками добился равенства диагоналей. Стянув рамы струбцинами, сварил их вместе (приварил поперечины).

Внутренняя и наружная рамы ворот установлены в проём
Внутренняя и наружная рамы ворот установлены в проём

К створкам прикрепил деревянные ножки, на которых створки будут "шагать" к месту установки. Сам я не очень крепкий, а помощники мои и вовсе тщедушные, так что без ножек-самоходов никак. А ещё ножки оберегут торчащую за пределы рамок обшивку от повреждений.

Ножки прикреплены к створке ворот
Ножки прикреплены к створке ворот

Установил створки на место, выставив требуемые зазоры деревянными проставками и приварил петли. Сделал и приварил задвижки.

Дальше предстоит зачистить металл створок и покрасить, но писать об этом не буду - лучше на диване поваляюсь. А следующая статья, надеюсь, будет про лодки :)

Спасибо за внимание!

Следующая статья: Помощь идёт! Переворачиваем лодку