Найти тему
частные суждения

Эффективность сталинской и антисталинской пропаганды.

Критиковать товарища Сталина и те масштабные события, которые происходили во время его руководства Советским Союзом, начал товарищ Хрущёв, его преемник на посту генсека (на самом деле должность Хрущёва официально называлась персек, то бишь первый секретарь, но не суть). В своём докладе на ХХ съезде КПСС он обвинил Сталина чуть ли не во всех смертных грехах. При Брежневе, Андропове и Черненко роль тов. Сталина в массовых репрессиях и прочих злодействах предпочитали обходить молчанием, как и личность его критика Хрущёва, а вот при Горбачёве обличения преступлений сталинизма начались с новой силой и приняли поистине эпический масштаб.

Плакат сталинской эпохи.
Плакат сталинской эпохи.

Эти обличения продолжились (и даже усилили накал, если такое вообще возможно) при Ельцине. В общей сложности обличения Сталина на государственном уровне продолжались десятилетиями, хоть и с перерывами. От раскулачивания и репрессий пострадали десятки миллионов, включая родных посаженных и расстрелянных, ведь исчезновение близкого родственника заведомо не могло не сказаться на этих людях. Казалось бы, большинство населения бывшего СССР должно было радостно приветствовать раскрытие истины об ужасах сталинизма и принять активное участие в обличениях Сталина. Однако этого не произошло. Оставив в стороне вопрос о том, почему (ибо это уведёт в дебаты об общественной психологии), попытаемся на самых простых примерах проверить — какая из двух пропагандистских линий победила в общественном сознании, сталинская или антисталинская?

Фото с сайта продавца «финок НКВД».
Фото с сайта продавца «финок НКВД».

Различные «сталинобусы», масштабы продаж плакатов и бюстов вождя тут вряд ли показательны, это развлечения отдельных маргиналов. Интереснее оценить всем известные факты. А именно — использование в рекламе различных товаров символов из сталинской и антисталинской пропаганды. Например, пресловутая «финка НКВД». В короткий срок этот бренд был сворован чуть ли не всеми ножеделами, вплоть до «гаражных». И до сих пор, несмотря на его компрометацию жуткого качества поделками, он имеется в продаже на любой интернет-площадке, торгующей ножами. Как и НР-40, он же «нож разведчика», принятый на вооружение РККА в 1940 году.

Обрез кулацкий самодельный, идентичный натуральному. Фото из сети.
Обрез кулацкий самодельный, идентичный натуральному. Фото из сети.

А теперь сравним эти бренды с их противоположными по значению аналогами. Продаётся ли сейчас хоть одна марка ружья, которая бы называлась «Кулацкий обрез»? Или мультитул «Буржуазный вредитель»? Аптечка «Врач-убийца»? Разного рода имитации «зоновских», то бишь изготовленных заключёнными советских тюрем, ножей, найти можно. Только это бренд уголовных сидельцев, а не политических. Есть ли в продаже нож «враг народа» или «троцкист»? Или хоть какой-нибудь товар, который носил бы подобные названия?

Карикатура на «врачей-убийц» в советском журнале.
Карикатура на «врачей-убийц» в советском журнале.

Можно возразить, что эти бренды не настолько раскручены, как советские чекисты или герои-разведчики времён Великой Отечественной. Но это неверно, они более чем раскручены, причём даже дважды. Сперва данные термины применяла пропаганда сталинской эпохи для чёрного пиара противников режима. Затем государственная пропаганда поменяла знаки на противоположные и «враги народа» оказались невинными жертвами бессудных расправ. То же самое писали о «вредителях», «кулаках» и так далее. Эти термины на протяжении жизни целых поколений были на слуху у людей, так что говорить об их малоизвестности у населения было бы заведомо нелепо.

Советская газета обличает отсутствие импортозамещения.
Советская газета обличает отсутствие импортозамещения.

Если бы большинство или даже хотя бы сколько-нибудь заметная часть населения относилась к тем, кого сталинская пропаганда обличала, с сочувствием, то бренды с подобными названиями вне всякого сомнения нашли бы своего покупателя. Более того, неизбежно появились бы СМИ с названиями вроде «Голос Троцкого», «Правда Бухарина» или какая-нибудь «Диссидентская истина». Вот только почему-то даже самые оппозиционные и «правдорубные» издания подобных названий избегают. Причина вполне очевидна — не пользуются они в народе популярностью, причём совсем. Даже среди самых критически настроенных к официозу слоёв населения.

Книги серии «Пламенные революционеры».
Книги серии «Пламенные революционеры».

Однако есть одна тема, в которой настроения населения коренным образом отличаются от пропаганды сталинской (да и советской в целом) эпохи. Советские коммунисты считали своими предшественниками русских революционеров XIX века, от декабристов до народовольцев. Вот эсэров так уже не возвеличивали, поскольку они были большевикам прямыми конкурентами. Но о подвигах болевших за народ революционеров прошлого в советскую эпоху массово снимали фильмы, ставили пьесы, а уж сколько книг о них вышло… даже серия такая была: «Пламенные революционеры».

Цветущий «декабрист», фото из сети.
Цветущий «декабрист», фото из сети.

Вот к ним, в отличие от сотрудников НКВД, почему-то у населения сейчас никакого сочувствия не наблюдается. И бренды вроде «народоволец» или «декабрист» для продажи каких-нибудь товаров не используются. Исключение всего одно — комнатное растение. Кактус Шлюмбергера был назван «декабристом» и это название прижилось. Но вот брендов ножей «каторжный» или хотя бы аксессуар из серии «для взрослых игр», имитирующий кандалы декабриста, почему-то не продают. Спроса нет, ведь народ этих людей как героев нынче не воспринимает. Несмотря на ту самую советскую пропаганду, длившуюся поколениями.