Елена Леонидовна поздним вечером пила чай и смотрела любимый сериал, когда неожиданно позвонили в дверь. Она встала, раздраженно вздыхая, и вышла из комнаты, чтобы узнать, кто пришел без приглашения. Женщина открыла дверь и увидела перед собой беременную жену покойного сына. Елена Леонидовна попыталась закрыть дверь, но Арина помешала ей сделать это, отчаянно схватившись за дверную ручку.
- Елена Леонидовна, пожалуйста, выслушайте меня. Мне больше не к кому обратиться,- взмолилась слезно Арина.
- Чего ты хочешь? Зачем явилась сюда? – возмущенно воскликнула женщина.
- Я оказалась в безвыходной ситуации. Хозяин квартиры, которую мы снимали, выгнал меня. Мне некуда идти. Денег у меня не осталось. На улице холодно. Я уже вся замерзла. Ради Бога, приютите меня.
- Что? – ахнула женщина,- Приютить тебя? Ты издеваешься надо мной? Дорогая моя, выхода нет только из могилы. Из всех остальных ситуаций выход всегда найдется. Твои финансовые и жилищные проблемы меня никак не касаются. Обратись в благотворительные организации, помогающие таким женщинам, как ты. Тебе вообще следует забыть сюда дорогу. Все. Уходи.
- Хорошо. Я уйду. Больше не стану унижаться перед вами. Но знайте, что у вас вместо сердца камень. Вы меня терпеть не можете, я знаю. Вы очень хорошо дали мне это понять. Неужели вы так же сильно ненавидите ребенка, которого я ношу под сердцем, малыша, являющегося продолжением вашего сына, его плотью и кровью? Душа Олега сейчас, наверное, горько рыдает, видя, как вы со мной разговариваете. Я пришла к вам не от хорошей жизни. Отчаяние меня к вам привело.
Арина развернулась и ушла. Елена Леонидовна растерянно смотрела ей вслед. Последние слова молодой женщины задели ее. Почти 2 месяца назад в аварии погиб единственный сын Елены Леонидовны. У него осталась беременная жена, которая через 3 месяца должна была родить. Дело в том, что Олег со своей матерью не общался. Когда он привел на ужин свою невесту, Елена Леонидовна ясно дала понять, что не одобряет выбор сына. Она весь вечер разговаривала с Ариной снисходительным тоном, высокомерно улыбалась ей и ядовито ухмылялась.
Елена Леонидовна утром следующего дня сказала сыну, что не позволит ему взять в жены серую провинциалку без гроша в кармане. Олег отступать не стал и заявил, что всем сердцем любит Арину и женится только на ней. Разгневанная женщина пригрозила сыну, что, если он это сделает, то в этом случае Елена Леонидовна не оставит ему роскошную трехкомнатную квартиру в центре города, а напишет завещание в пользу другого человека. Олег был настроен решительно. Он не собирался проигрывать матери и поддаваться на ее манипуляции. Для него любимая была дороже квартиры в центре большого города.
Олег и Арина сняли однокомнатную квартиру неподалеку от места работы мужчины. Вскоре они поженились, несмотря на угрозы Елены Леонидовны. Олег перестал общаться с матерью. Он не мог простить ее за то, что она так жестоко обошлась с его избранницей, не поддержала единственного сына в столь важный для него момент.
- Стой! – воскликнула Елена Леонидовна.
Арина остановилась и вопросительно посмотрела на нее. Елена Леонидовна тяжело переживала потерю сына. Чувство вины ее угнетало и душило днем и ночью. Ей было невыразимо больно осознавать, что сын умер и унес с собой в могилу плохие воспоминания, связанные с матерью. Женщине не хотелось жить с невесткой, делить с ней квадратные метры, но она чувствовала, что должна помочь ей ради покойного сына. Быть может, тогда душа Олега обретет покой и перестанет злиться на мать…
- Хорошо. Так и быть, я позволю тебе остаться у меня, но жить будешь по моим правилам. Будешь мне помогать с готовкой и уборкой. Сесть на мою шею я тебе не позволю.
- Хорошо, Елена Леонидовна. Все сделаю, как вы скажете. Спасибо вам большое. Я вам так благодарна!
Так Арина начала жить со свекровью. Молодая женщина ее боялась, как огня. Она знала о том, что у Елены Леонидовны тяжелый характер и старалась угодить ей во всем. Арина, несмотря на то, что скоро должна была родить, старательно убиралась в квартире, готовила, стирала, гладила. Елена Леонидовна была женщиной ворчливой и любила делать невестке замечания. Та терпеливо все выслушивала, так как не хотела с ней пререкаться.
- Оставь уже в покое эту посуду. Ты ее до дыр намыла.
- Вы любите, когда все блестит,- напомнила Арина,- Вот я и стараюсь. Я сейчас пол помою и белье поглажу.
- Я сказала, сядь и отдохни,- потребовала Елена Леонидовна,- Я не искала себе прислугу. Достаточно помогать мне по мере возможности, а не батрачить с утра до ночи. Я же, в конце концов, не изверг. Я вижу, в каком ты положении находишься.
Арина удивленно посмотрела на свекровь и, улыбнувшись, вкрадчиво сказала ей:
- Тогда давайте выпьем вместе чай с булочками, которые я испекла.
- Какие булочки? – сделала женщина суровое лицо,- Я не ем мучные изделия. Разве ты не знаешь о том, насколько они вредны? И чай мне сейчас не хочется. Лучше посиди в своей комнате! Хватит глаза мне мозолить. Тебя в этой квартире слишком много стало!
Елена Леонидовна видела, как старается Арина ей угодить, как пытается сблизиться с ней, однако ей все еще было непривычно и некомфортно жить с невесткой под одной крышей. Женщина ни разу не садилась за один стол с Ариной. Она предпочитала есть в одиночестве. Елена Леонидовна считала, что, если бы не Арина, жизнь ее сына сложилась бы совсем по-другому. Возможно, если бы Олег не встретил Арину, он не умер бы, а жил бы счастливо с достойной женщиной.
Елена Леонидовна взяла любимый журнал и удобно расположилась на диване в гостиной. Она не заметила, как уснула. Женщина, проснувшись через полтора часа, обнаружила на себе теплый плед, которым ее заботливо накрыла невестка. В гостиной действительно было холодно. Из кухни доносился аромат запеченного мяса.
- Елена Леонидовна, я знаю о том, что вы очень любите индейку, запеченную с овощами. Я ее для вас приготовила. Мне Олег рассказывал, что вы готовите по рецепту вашей покойной матери. Он очень любил вашу еду и скучал по ней, хоть и не говорил этого. У меня, конечно, нет такого кулинарного опыта, как у вас, но я бы хотела, чтобы вы попробовали. Меня бабушка учила готовить.
Елена Леонидовна проглотила кусок индейки и нахмурила брови. Она не хотела признавать тот факт, что ее невестка готовит ничуть не хуже ее самой. По крайней мере, мой сын с этой провинциалкой не голодал, подумала женщина и протяжно вздохнула…
Утром Елена Леонидовна проснулась в тяжелом состоянии. У нее голова раскалывалась от боли, кашель раздирал грудь. Все тело ныло. Женщина не могла встать. Она с трудом дошла до шкафа, где лежала аптечка, и достала оттуда градусник. Оказалось, что у нее высокая температура. Елена Леонидовна кое-как добралась до кухни, чтобы сделать себе чай с малиной, а потом принять лекарства. Арина забеспокоилась, увидев свекровь в таком состоянии.
- Иди к себе в комнату,- велела женщина невестке, - Я могу тебя заразить. Тебе сейчас ни в коем случае нельзя болеть.
Арина не стала ее слушать. Она сама сделала чай для свекрови и помогла ей дойти до ее комнаты и лечь в постель. Арина несколько дней ходила в маске. Она неустанно заботилась о Елене Леонидовне, приносила ей теплый облепиховый чай с медом, кормила куриным супом и витаминным салатом, измеряла температуру, давала лекарства.
- Почему ты со мной возишься? – спросила удивленным тоном женщина,- Боишься, что я тебя выгоню?
- Нет. Я делаю это ради Олега, ради того, чтобы его душа была спокойна. Ведь он очень любил вас, несмотря ни на что. Я знаю, что это так, хоть он и не говорил об этом прямо. Я много раз просила его навестить вас, но он отказывался, говоря, что вам это не нужно. Ему было больно.
Слова невестки причинили Елене Леонидовне боль. Слезы подступили к горлу. Женщина отчаянно пыталась их сдержать. Она не хотела, чтобы Арина видела ее настоящие чувства. Если бы Елена Леонидовна могла повернуть время вспять, она бы исправила свои ошибки. Как жаль, что это невозможно. Женщина отправилась на кладбище к сыну после того, как поправилась. Она несколько часов просидела у его могилы, горько рыдала и просила прощения.
Каждое последнее воскресенье месяца Елена Леонидовна приглашала в гости подруг. Она готовила для них ужин. Все вместе вспоминали времена своей молодости, смотрели старые черно-белые фильмы, слушали музыку и разговаривали до ночи.
Женщина попросила невестку не выходить из своей комнаты, так как она будет проводить время с подругами. Арина согласилась и решила, что это время ей стоит провести с пользой и почитать книгу о материнстве. Но она оставила свой мобильник в гостиной, из-за чего ей пришлось нарушить обещание и выйти из комнаты. Арина увидела трех подруг своей свекрови. Это были ухоженные, стильно одетые столичные пожилые женщины, которых и пожилыми-то грех было назвать.
Молодая женщина поздоровалась со всеми и, забрав телефон, собралась уйти, но одна из подруг Елены Леонидовны остановила ее, сказав:
- Леночка, это кто? – спросила одна из подруг, с любопытством разглядывая Арину.
- Это… моя,- замялась женщина.
- Твоя прислуга? Ты не говорила о том, что у тебя появилась прислуга.
- Разве это не жена твоего сына? – спросила вторая подруга,- По-моему, как раз жена Олега и есть. Я его однажды видела с ней.
Лена, ты впустила в свою квартиру эту безродную провинциалку? Надо сказать, ты очень смелая, раз решилась на это. Она ведь может обокрасть тебя или, не дай Бог, отравить. Эти наглые колхозницы способны на все ради того, чтобы хорошо устроиться в столице.
- И не говори,- поддержала одна другую,- Честно сказать, ты нас разочаровала, Леночка. Мы думали, ты гордая женщина с изысканным вкусом. Как ты могла опуститься до такого уровня?
Арина растерянно смотрела на свою свекровь, которая сидела, молча, с опущенной головой. Она не подумала о том, что должна защитить невестку и поставить на место подруг, которые слишком многое себе позволяют. Горечь обиды заполнила душу молодой женщины. Она не выдержала и закричала порывистым голосом:
- Как вы можете говорить такие гадости про меня? Кто вы такие, чтобы обсуждать меня? Чем вы лучше меня? Тот факт, что вы родились в большом городе, в богатых семьях, не дает вам права унижать меня.
Арина в слезах выскочила из гостиной и отправилась к себе в комнату. Она собрала вещи и ушла, хотя и понимала, что идти ей некуда. Но женщина больше не могла оставаться у свекрови, не оценившей ее старания. Она была благодарна ей за то, что приютила ее, хоть и не обязана была этого делать. Но Арине причинило боль молчание свекрови, то, что она не заступилась за невестку, не защитила ее, когда подруги унижали беременную женщину.
Елена Леонидовна вздрогнула, услышав звук закрывающейся двери. Она выскочила из квартиры и увидела, как Арина садится в лифт, держа в руках тяжелые дорожные сумки. Сердце женщины сжалось от боли в тот момент. Она осознала, что совершила непоправимую ошибку, позволив подругам говорить про ее невестку все, что им взбредет в голову. Ведь Арина совсем не такая, какой эти женщины ее себе представляют. Она оказалась заботливой, ласковой, порядочной женщиной, достойной уважения. И что с того, что родилась и выросла Арина не в большом городе, а в провинции? Когда уже люди перестанут судить о себе подобных таким образом? Елена Леонидовна корила себя за то, что не защитила невестку. Она спустилась вниз следом за Ариной, надеясь на то, что сможет догнать ее во дворе.
Елене Леонидовне не пришлось долго бегать. Арине во дворе стало плохо. Она стояла, прислонившись к дереву, и держалась за живот, при этом, стонала и задыхалась от боли. Елена Леонидовна сразу поняла, что у невестки начались схватки. Она вызвала скорую помощь и помогла ей добраться до ближайшей скамейки. Скорая приехала быстро. Арину увезли в ближайший роддом.
Арина родила здорового сына, который оказался маленькой копией своего покойного отца. Женщина, впервые увидев малыша, расплакалась. Она плакала из-за того, что Олег не сможет подержать долгожданного сына на руках, не увидит, как мальчик будет расти и взрослеть. Ребенок вырастет без отца. Все эти мысли причиняли женщине немыслимую боль, но она пообещала себе, что сделает все возможное и невозможное для своего сына. Лишь бы он был счастлив и не чувствовал, что обделен любовью. Арина назвала сына Марком. Это имя было выбрано самим Олегом.
В день выписки из роддома за Ариной и Марком приехала Елена Леонидовна. Она привезла роскошный букет для невестки и гелиевые шары, подарки для внука. Арина позволила свекрови подержать малыша на руках. Елена Леонидовна тоже плакала. Ей показалось, что он держит на руках своего новорожденного сына, а не внука. Ведь ребенок был необычайно сильно похож на своего отца. Елена Леонидовна стала думать о том, что ее сын после смерти не исчез, не растворился в пространстве, его частичка осталась жить в этом маленьком, невинном человеке. Этот ребенок стал продолжением Олега. Елена Леонидовна словно заново обрела своего покойного сына. Она была так счастлива в тот день.
- Поехали домой,- сказала Елена Леонидовна невестке,- Я все подготовила для вас с Марком. Я купила кроватку, детские вещички, игрушки, бутылочку, подгузники. Твой дом ждет тебя.
- Но у меня нет дома,- тихо произнесла Арина и всхлипнула, прижимая к груди сына,- Мы с Марком для вас чужие, разве не так? Вы тоже думаете, что я могу вас чем-то отравить или обокрасть, что я жила с вами ради вашей квартиры? У меня и мыслей таких не было. Подруга нашла для нас с Марком комнату в общежитии и оплатила первые 3 месяца аренды. Я не хочу быть вам в тягость. Я хорошо знаю английский и испанский языки. Я буду работать удаленно. Без дела сидеть не буду.
- Я не думаю, что ты хочешь причинить мне вред ради квартиры. Прости меня за то, что я тогда тебя не защитила, позволила моим подругам тебя унизить. Это моя вина. Мне так жаль. Я действительно привязалась к тебе всем сердцем и хочу, чтобы ты вернулась домой. Это твой дом. Эта квартира принадлежит Марку - моему внуку. Никто ее у него не сможет отобрать. Прошу, вернись домой. Ведь мы одна семья. Я даю слово, что больше ты не услышишь ничего плохого про себя. До твоего появления в моей квартире и душе было так пусто, но ты незаметно наполнила и то, и другое место надеждой и светом. Я словно ожила. Мне жаль, что я не поддержала вас с Олегом, когда вам нужна была моя поддержка. Я была не права. Я сама судила о людях не по их поступкам, а по тому, как они одеты, разговаривают, что носят и на чем ездят. Ты помогла мне понять, что это неправильно. Я хочу видеть, как растет мой внук. Хочу, чтобы мы были одной семьей.
Арина некоторое время внимательно смотрела на свекровь, затем со слезами на глазах обняла ее. Так женщина обрела новый дом. Туда она вернулась с сыном. Марк рос, окруженный любовью и заботой матери и бабушки, которая неустанно его баловала. Обе женщины поняли, что, когда в доме звучит детский смех, можно преодолеть любые препятствия и справиться с любыми трудностями. Ради этого и стоит жить.