Алгоритм запомнить просто: поехать на Донбас и «пожить» в там полгода. Ладно, три месяца. Не обязательно ходить со штурмовиками с атаку, можно идти во втором эшелоне, или на зачистку. Можно с эмчеэсовцами «подружиться» и поездить на ликвидацию последствий обстрелов. С волонтёрами: эвакуировать из прифронтовых деревень жителей.
Но надо учесть, что кровь, пот и страдания на фотографии не сделают её автоматически «великой». Для этого надо что-то ещё, например, запрос людей на конкретную информацию. И правду. И социальную справедливость. И ещё кое-что - сопереживание.
Я, конечно, говорю о документальной фотографии. Потому что о рекламной или модной сказать великая язык не поворачивается. О пейзажной тоже. Также за скобками оставим работы «фотохудожников», у которых что ни снимок, то шедевр. Поэтому на Донбас их не приглашаю.
Правда – вот, что обязательно должно быть за фотографией. Потому что никто не врёт так, как очевидец, а фотографы врут постоянно, в результате чего мы видим конкурсные награды за картинки с территории У. о спасении беременных актрис или обмазанных тальком «мужественных» игиловцев в белых касках.
Если почитать отзывы на фотографии в пабликах Дзена или ВК, то можно удивиться сколько «великих» фотографий наснимали фотографы 21-го века. Даже среди обнажённых красавиц обнаружите «гениальные» изображения. А если объяснишь, что гениальность фотографа напрямую связана с размером лифчика полюбовницы, то тебе весь экран заплюют с той стороны.
Поэтому все «великие» связаны с человеческими страданиями: войной, стихийными бедствиями, болезнями...
Правда, есть одно условие, как мне кажется - фотограф не должен быть циником. А это профессиональная болезнь.
Вот Kevin Carter (1960-1994) не был циником, а потому погиб, сделав эту фотографию:
Снимок сделан 25 марта 1993 года в Судане: умирающий (?) от голода ребёнок, поблизости от которого сидит гриф, дожидающийся его смерти. За эту фотографию Картер получил Пулитцеровскую премию. Снимок шокировал общественность. В результате Картер пережил травлю со стороны СМИ, обвинивших его в жестокости и бесчеловечности. 27 июля 1994 года он покончил жизнь самоубийством.
Лично для меня самой великой фотографией является снимок Макса Альперта «Комбат». Это мой личный выбор. За этот снимок Альперт не получил международных премий, не выиграл конкурсов и не озолотился.
Великая Отечественная война создала уникальные условия для наших фотокорреспондентов – они сражались с врагом и пулемётом и фотоаппаратом. Поэтому так много сильных фотографий с той войны. Как это не похоже на современных фотожурналистов, многие из которых утверждают, что они снимают войну, не являясь участниками войны. Якобы это современный, независимый, объективный взгляд на события.
Ещё две великих фотографии времён Второй Мировой войны: одна Евгения Халдея, а вторая американца Джо Розенталя. Обе фотографии из 1945 г.
Евгений Халдей:
Джо Розенталь сделал эту фотографию 23 февраля 1945 года:
И, наконец, два фотографа вместе:
Интересно не только смотреть на эти фотографии, но и прочитать, как они были сделаны, потому что это приближает нас к разгадке появления «великих» фотографий. И, если мы неплохо осведомлены о трудах Халдея, то история картинки Розенталя просто доказывает, что потрясающий снимок нельзя сделать «расчётливо», особенно, если он сделан, даже не глядя в видоискатель. Хотя Джо на всю жизнь запомнил параметры съёмки. Не буду давать ссылки на историю создания этой фотографии - если интересно найдёте сами, но дам адрес, где можно увидеть все кадры этой, так сказать, фотосессии, и даже чуть больше.
Но поехали дальше. Вьетнамская война произвела на свет несколько фотографий страшных по содержанию, но, которые можно назвать шедеврами. Позвольте напомнить вам эти фотографии.
Эдди Адамс с генералом Ли, который на наших глазах убивает вьетнамского солдата-партизана.
Другая фотография тоже из Вьетнама.
Ник Ут (Nick Ut или по-вьетнамски Huỳnh Công Út; 1951 г.р.) с девочкой обожжённой напалмом. К сожалению, тупенькая политика дзен в области морали не позволяет показать эту фотографию полностью, поэтому такая некрасивая цензура шедевра мировой фотографии.
Девочка выжила и живёт сейчас в Соединенных Штатах.
Закончу с Вьетнамом фотографией Ларри Барроуза (Larry Burrows; 1926 — 1971), который погиб в Лаосе:
И его фотография:
Кстати, будет возможность полистайте книгу о фотографах, погибших во Вьетнаме. Она издана в 1997 году издательством Random House:
В книге фотографии репортёров, снимавших с обеих сторон конфликта. Мои американские друзья нашли эту книгу на Еbay, может быть и на наших маркетплейсах её можно отыскать (хотя мои поиски были безрезультатными).
Повторю, подавляющее большинство великих фотографий связано с человеческими страданиями.
Сейчас можете зажмуриться, потому что фотографии будут очень тяжелыми.
Этот снимок из индийского города Бхопал.
Вики пишет: «Крупнейшая по числу жертв техногенная катастрофа в современной истории, произошедшая в результате аварии на химическом заводе, принадлежащем американской химическо-промышленной корпорации Union Carbide в индийском городе Бхопал. В ночь на 3 декабря 1984 года из резервуара для хранения метилизоцианата произошёл выброс 42 тонн этого высокотоксичного соединения. Облако паров MIC покрыло собой территорию в 40 квадратных километров, распространившись на близлежащие трущобы и железнодорожный вокзал».
Число людей, умерших непосредственно в результате отравления ядовитым газом, составило, по разным оценкам, от 18 до 20 тысяч человек. Десятки тысяч стали инвалидами. Из 900-тысячного на тот момент населения Бхопала в той или иной степени пострадали свыше 570 тысяч человек. А на фотографии, ставший символом катастрофы, неизвестный ребёнок. Сделал его индийский фотограф Рагу Раи (Magnum):
Ещё один снимок, который всколыхнул мир - фотография Франка Фурнье «Агония Омайры». Фурнье сделал этот снимок в ноябре 1985 года в Колумбийском городе Армеро, где в результате землетрясения сошел сель. Тринадцатилетния девочка Омайра Санчес была зажата обломками здания и три дня до своей кончины простояла по горло в воде. После того, как волонтёры сообщили ей, что не могут её спасти, было записано видео её общения со спасателями. Снимок, который сделал Фурнье, вызвала критику, но это не помешало фотографии получить главный приз World Press Photo в 1986 году.
Обратите внимание, как грамотно выстроены все эти фотографии. Мне кажется, что фотографы, когда делали эти снимки, решали свои профессиональные задачи (композиция-экспозиция-ракурс), и не думали, что вот сейчас они сейчас создают великую фотографию.
Итак, с одной стороны рецепт стать знаменитым фотографом, сделавшим «великую» фотографию, очень прост - вперёд на войну или в зону стихийного бедствия. С другой всё не так просто - мало быть безбашенным, чтобы ехать под Лисичанск, надо ещё и быть мастером своего дела.