Представьте, что перед нами большой красивый дом: роскошный фасад, окна, фронтон, другие красивейшие архитектурные элементы. А вот фундамент, на котором этот дом стоит, мы как правило не видим. Хотя фундамент – это основа, на которой держится весь дом, он обеспечивает устойчивость, гарантирует, что и зимой, и летом дом будет крепко стоять и не даст трещин. Снаружи фундамент не виден, но убери его – и здание разрушится. В музыке таким фундаментом является бас.
О фундаментальной роли баса в музыке рассказывает Сергей Проскуряков – инженер-акустик, преподаватель звукорежиссуры Moscow Music School.
Почему мы так любим басы: физика и физиология
Мы любим низкие частоты, нам они нравятся. Мы же как слышим: воспринимаем высокие частоты и обертона, как некую «яркость» и «прозрачность», а низкие дают нам ощущение «полноты». Когда звучит вся вертикаль от самых низких нот до самых высоких, мы слышим полное насыщенное звучание. И мы любим это ощущение.
Бас оказывает магическое воздействие на человека. Низкий мужской голос, например, более убедителен и на женщин определенным образом влияет. Громкий и низкий бас пробуждает в человеке первобытные ощущения как звук землетрясения или извержения вулкана. Мы во многом физиологичны в своем восприятии музыки и хорошо чувствуем бас, особенно если играет какой-то громкий инструмент типа контрабаса или бас-гитары. Это сродни чувству, когда захватывает дух на качелях в нижней точке, особенно если качаться с большой амплитудой. Примерно такое же ощущение дает хороший бас. Это очень мощное ощущение.
Наш слух, воспринимает низкие частоты тише, чем средние и высокие. Поэтому басу нужно развивать большее звуковое давление, чтобы быть равно громким с средними и высокими частотами. Все наверняка хоть раз ощущали, как бас «бьет в грудь». Это потому, что человек всем телом воспринимает низкие вибрации – воздух «толкается». Грудная клетка, черепная коробка, вообще все кости воспринимают низкие частоты – так называемая костная проводимость, костная слышимость. И чем больше площадь воспринимающей поверхности, тем лучше ощущается бас. Можно даже сказать, что толстяки лучше слышат басы. Это, конечно, шутка, но кто знает? Кто измерял-то?
Фундамент, на котором все держится
В музыке есть три кита: гармония, мелодия, ритм. Бас – это гармонический и ритмический фундамент композиции, на котором все остальное растет.
Да, существует немало музыки без баса, где он не имеет особого значения. Но все же в большинстве случаев в основе лежит бас. В классической музыке – контрабасы, в мексиканской музыке – здоровенная басовая гитара, в русской – бас-балалайка, в индийской – огромный басовый ситар. Везде есть инструмент, который играет низкие ноты, всегда есть некий фундаментальный низкий тон, который дает ощущение полноты и мощности. Басовые инструменты традиционно самые мощные по звучанию, с ними в этом смысле никто не конкурирует.
По мере того, как музыка развивалась, бас прошел длинный путь, и начинался он с простой, так называемой тонической музыки. Например, надуйте волынку и она заиграет одну основную ноту – педальный тон. Поверх нее можно наиграть мелодию, но произведение в целом будет звучать в одной тональности. С развитием музыки, усложнением и совершенствованием музыкальных инструментов развивались и подходы к басовым партиям.
Когда в начале 30-х годов ХХ века появилось звукоусиление, гитары из сугубо аккомпанирующих инструментов перешли в ряд в том числе и солирующих, их место и значение в оркестре расширилось. То же произошло с басом: теперь он может быть не просто функцией, а еще и изюминкой, украшением или вообще основным элементом в музыке.
Простой и сложный бас: художественные возможности и виртуозное исполнение
По сути бас, как и ударные, – это один из самых мощных инструментов, который не зря назван фундаментом, ведь именно характер басовой партии определяет жанровую и стилистическую принадлежность композиции, придает ей грув и движение.
Существует масса музыкальных стилей с характерным басовым рисунком. Например, в твисте, рок-н-ролле, блюзе всегда узнаваемые басовые линии – так называемый «шагающий бас». Кроме того, географическая принадлежность музыкального стиля в значительной степени определяла характер басового рисунка. В самбе и босса-нове принят синкопированный бас, в хард-роке это как правило восьмая или шестнадцатая пульсация с довольно простой линией, в фанке обычно более развитые ритмические рисунки с разнообразием технических приемов, где помимо простого щипка могут использоваться слэп, слайды, глайды и так далее.
Есть и очень сложные вещи, требующие виртуозного владения инструментом и среди басистов много заметных знаковых персон. Например, Жако Пасториус, басовый гений. В музыке его группы Weather Report многое построено именно на так называемом басовом риффе – характерном рисунке, который пронизывает всю композицию. Есть Марк Кинг, басист группы Level 42, который слэпом играет на басу довольно технически сложные партии. К тому же у него специфическое звучание баса, приближенное к синтезатору, и это дополнительно все усложняет, потому что нехарактерные для баса партии человек играет сложным приемом. Он сам по себе как событие, как отдельное явление. А есть Маркус Миллер, басист, который вообще является основоположником стиля эйсид-джаз.
Однако если бас играет простой, примитивный рисунок – это вовсе не означает, что его вклад в музыку небольшой, формальный. Например, в техно или прогрессив-хаусе бас играет на вторую восьмую в тонику, как бы чередуясь с бочкой, играющей четвертями. Но именно это и создаёт особый грув дэнс-музыки! В современной музыке существуют стили, которые целиком построены на басе и низком звучании – Trap, Drum'n'Bass, например.
То самое «качает - не качает» как раз во многом определяется поведением баса.
Длительности нот, экспрессия, тембр, эффекты - все влияет на общее звучание музыки. Когда мы слышим, что песня нереально грувит, нам хочется танцевать, появляется определенное настроение – скорее всего, в этой песне очень хорошо работает бас.
Удали бас из музыки – и она изменится до неузнаваемости. Вернее, она скорее всего потеряет свою выраженную стилистическую принадлежность.
Впрочем, в одном и том же стиле мы можем услышать композиции, в которых само звучание баса довольно сильно отличается. Например, Есть «бедный» тембр, содержащий один фундаментальный тон без гармоник, а есть бас, который звучит в довольно широком спектре, имеющий так называемые высшие гармоники. Именно они, кстати говоря, делают бас слышимым в телефоне – маленькие динамики или наушники «затычки» низкие частоты не воспроизводят в силу своего размера. Поэтому в мелких динамиках мы слышим не фундаментальные низкие частоты, а их гармоники на октаву выше.
Кстати, качественное воспроизведение басов – сложная инженерная задача. Для воспроизведения низких частот нужна соответствующая конструкция динамиков, в частности большой размер диффузора. В профессиональной акустике встречаются динамики 18-20 дюймов (50 сантиметров) в диаметре – то есть, они здоровенные. Поэтому в системах звукоусиления часто выделяют низкочастотное звено в отдельный класс устройств – сабвуферы.
Учимся слушать и слышать бас: самостоятельная работа
Полезная вещь – слушать музыку не только «целиком», но и сосредоточить внимание на отдельных элементах и попытаться оценить их вклад в общую звуковую картину.
За счет чего музыка вызывает определенные эмоции, создает у нас какое-то конкретное настроение или желание танцевать?
Когда начинаешь вслушиваться в музыку внимательно, расслушивать партии каждого инструмента, понимать роль каждого инструмента, то начинаешь немножко больше разбираться в самой структуре музыки. Это очень полезно начинающим композиторам, музыкантам, которые сочиняют музыку, а не только исполняют чужую. Полезно понимать, за счет каких выразительных средств и приемов создается то или иное настроение. Бас в этом смысле – один из самых мощных, самых выразительных инструментов музыкальной палитры.
Можно вспомнить много прекрасных композиций с выразительным басом. Послушайте хотя бы «Танец рыцарей» Прокофьева – там такой «шагающий», мощный бас, который вместе с мелодией очень ярко выражает тяжелую рыцарскую поступь. Или Billy Jean Майкла Джексона – в ней характерный, узнаваемый басовый рифф. Песня Let's Get It Started группы The Black Eyed Peas, где вся композиция как бы нанизана на бас.
А сколько у нас прекрасной отечественной музыки! Помните «У природы нет плохой погоды» из фильма «Служебный роман»? Бас, как инструмент, выходит в ней за рамки только басовой функции и исполняет контрапункт к мелодии во вступлении. Его звучание настолько выразительное и характерное, что является «визитной карточкой» композиции, мы сразу понимаем, из какой песни этот бас.
Однако всегда важно помнить, что в музыке все должно быть в балансе. Количество баса в разных стилях принято разное, и выкручивание баса на максимум где-то уместно, а где-то категорически нет.
Любите басистов!
Как мы уже говорили, бас – это очень большое, мощное явление. Но часто обладателям чего-то большого завидуют, и эта зависть рождает колкие шуточки. В частности басисты, что в оркестрах, что в музыкальных коллективах, традиционно являются объектом для шуток. Хотя на самом деле сложно найти музыканта, который не являлся бы объектом для шуточек в оркестре. Все-таки большой коллектив, люди друг над другом подшучивают, подмечая характерные какие-то черты.
Так вот басисты – люди основательные, крепкие. Контрабас, извините, довольно тяжелый, а его таскать надо. Игра на басу требует определенного сосредоточения, концентрации внимания. Потому что если «вторая в восьмом ряду» скрипка нотку сфальшивит, то ее, может быть, никто и не заметит, а если нотку пропустит бас – это заметят все.
Перефразируя известную поговорку, «басист ошибается один раз».
Автор: Сергей Проскуряков
Инженер-акустик, преподаватель звукорежиссуры Moscow Music School