Лет так двадцать назад, в начале нулевых, я причисляла себя к неформалам. Внешне это проявлялось как фенечки на руках, сплетённые самостоятельно или подаренные, джинсы с собственноручной вышивкой, всякая ерунда в ушах и на шее типа кельтских крестов и т. д., и т. п. Не самый экзотичный внешний вид, но бабушки мои поджимали губы и бормотали, что в их время девочки были похожи на девочек, носили платья, заплетали косы и танцевали вальс и фокстрот.
Немного позже появились готы. Для нашей провинции они смотрелись достаточно экзотично. Помню, как мы, "настоящие неформалы", обсуждали их, клеймя позёрами. И вроде бы у них там был глубокий смысл в их философии, но, честно говоря, из разговоров со знакомой готессой я помню только её пространные рассуждения о том, что в происходящем готично, а что нет (стоять под дождём вся в чёрном с потекшей тушью - готично, смеяться над анекдотом на людях - нет). И вздохи о том, где бы достать рюкзачок в форме гроба.
Я тогда уже училась в меде, и тема cмepти имела для меня сугубо прикладное значение. Никакой романтики в анатомке не было. Был сухой раздражающий кашель от формалина и вечера за препарированием вместе с лаборантами.
Кстати, серьёзные взрослые люди, включая моих родителей, ничего не видели зазорного в том, что в моём рюкзаке гремели настоящие скальпели, а на полке дома стоял настоящий череп. При этом те же люди осуждали готов за бутафорские черепушки, гробики и тупые бижютерные лезвия на одежде и сумках.
"Пропащее поколение, пропаганда cyiцидa", - чего только не писали и не говорили тогда о готах...
...Потом появились эмо. Сначала я приняла их за разновидность готов. Потом просто приняла как часть пейзажа. Они почему-то любили восседать на лавочках возле супермаркета, куда я часто ходила за покупками. Что ж, место хорошее, проходное. И людей посмотреть, и себя показать, как говорится.
Тем временем широкая общественность эмо активно не любила. Я не помню ни одного человека, который бы одобрял их. По поводу самих эмо, как личностей, сказать ничего не могу. Не было у меня ни одного знакомого с длинной чёрно-розовой чёлкой.
"Культура нытиков, унылые плаксы, депpeccивныe дeгeнepaты", - так их припечатывали в прессе.
А потом грянули "Сумерки"... Признаюсь честно, ни одного фильма я не смотрела. Дочитать первую книгу смогла ровно до того места, где Белла приехала в тот самый городок. Зато окружающие сходили с ума. Девчонки поголовно фанатели то ли от Эдварда Каллена, то ли от Роберта Патиссона, то ли от них обоих одновременно. Да и парней эта тема не совсем миновала. Фанатов околовампирской тематики стало так много, что казалось, вот-вот родится новая субкультура, но тьфу-тьфу-тьфу, наш город сия чаша миновала. Почти...
Тогда я уже была интерном, и хорошо помню волну вполне взрослых внешне людей обоего пола, которые приходили и просили "клыки как у вампира".
Смутно помню такое явление как "винишко-тян". Хипстеры были на слуху, но ничем кроме бород и усов в моей памяти не отложились.
Потом я как-то больше обращала внимание на модные веяния, захватывавшие детей, видимо в силу того, что и сама стала мамой.
Помните спиннеры, которые казалось, захватили мир. Все их крутили.
Потом пришёл черёд браслетиков из резинок и слаймов.
А поп-иты и прочие пупырчатый штуковины?
Родители волновались. Не тупеют ли их чада? Не разовьётся ли косоглазие от созерцания спиннеры? А самодельные слаймы не ядовиты ли? А эти пупырки? Они вообще зачем?
Я спрашивала в ответ:
- А Тамагочи помните? А йо-йо?
- Ой, да это было совсем другое. Нынче дети не такие, как мы, - отмахивались мамы.
Ох уж мне это "сейчас дети совсем другие". Живо представляю, как сидят два троглодита и обсуждают изнеженное поколение, которое мясо жарит на огне, а не поедает сырьём. Нет, чтобы как родители...
Потом пришёл Хагги-Вагги великий и ужасный. К гонениям на несчастную игрушку подключились психологи. Каких только смертных грехов на неё не вешали, просто ой-вэй какой-то.
А ещё несколько лет назад у нас в городе среди студентов прошла волна то ли челленджей, то ли мода такая была - ходить в магазин или кафе в пижаме-кигуруми. Иногда это были гордые одиночки, иногда на кассе скапливалась стайка Пикачу, единорожков и прочих фантастических тварей различной степени небритости. (Почему-то это всегда были именно парни).
Теперь появились квадроберы. Те, кого видела я своими глазами - это девочки 10-12 лет со свисающими пониже спины хвостиками и лапками на руках. Они болтали о своём, о девчачьем, и ничем, кроме элементов одежды, не выделялись среди других детей в парке.
Таких зверушек, которые бы делали хоба посреди песочницы, мяукая с акцентом, я не встречала.
Так это субкультура или просто новая детская мода?
Я считаю, что мода. У субкультуры должна быть база. Бэкграунд, если говорить модными словами.
Никакой особой философии за квадроберством я пока не увидела.
А почва для него зрела давно. Давайте вспомним шапки и обручи для волос с ушками. Если обручи остались уделом школьниц, то шапки носили и мамы этих самых школьниц. А меховые шапки с ушками и свешивающимися полосками меха, на концах которых были варежки-лапки?
Ведь миленько же с девчоночьей точки зрения. От этого всего один шаг до "лапок", хвостиков и масок.
Может ли увлечение квадроберством привести к психиатрической патологии. Безусловно. Пути дебюта шизофрении неисповедимы. Лица, склонные к психозам, или просто экзальтированные эскаписты и впрямь могут "заиграться". Слушайте, я видела "эльфов по жизни", общалась с человеком, который гонял демонов в астрале в свободное от алкоголя и ролевых игр время, сталкивалась с персонажем, который себе имя в паспорте сменил на имя персонажа одной фэнтезийной саги, потому что чувствовал себя его воплощением. И, конечно же, в книге всё автор переврал, на самом деле события происходили совсем иначе...
Но значит ли это, что все ролевики сумасшедшие? Нет.
И наличие среди квадроберов товарищей особей вида хомо сапиенс возрастом постарше, лет так шестнадцати и более меня тоже не смущает. Общество в принципе инфантилизируется. Посмотрите вокруг: как много взрослых людей в возрасте около тридцати имеет откровенно детские элементы в одежде. Я молчу уже о тех взрослых, которые играют на приставках, шьют наряды куклам, смотрят мультфильмы. До какого возраста у нас нынче хотят продлить подростковость? До двадцати семи?
С моей точки зрения это косвенный признак хороших времён и мирной пресыщенный жизни. Когда жизнь сурова и полна лишений, дети взрослеют очень быстро.
По поводу того, что квадроберы своим поведением нарушают общественный порядок - ну, так суть предпубертата и пубертата это как раз попробовать на прочность взрослый общественный строй. По поводу того, что они границ не знают, так извините, но порождения детоцентричного общества в принципе имеют более широкие рамки поведения, чем мы в их годы.
Посмотрите как себя сейчас ведут дети в общественных местах и вспомните себя в их годы. Мы в целом были гораздо сильнее скованы общественными нормами.
Тут не стой, там не сиди, со взрослыми не спорь, не перебивай, сиди молча, пока старшие разговаривают и пр., и пр... И главное, не вздыхай и не показывай, что тебе скучно, когда тётя Зина умильно вспоминает, как сажала тебя на горшок.
Вывод? А простой вывод. Мода на подражание животным пройдёт, как прошла массовая мода на многое другое. Посмотрим, будут ли они скакать по газонам через год хотя бы.
Как себя вести с квадроберами? Да как с любыми другими людьми: если имеет место реальное нарушение общественного порядка, то обращаться в соответствующие органы. Онижедети за хулиганские выпады прекрасно ставятся на учёт в детскую комнату, или как там это сейчас называется. А если оножедеть в маске попробует пошипеть или поточить когти о полицейского, то ещё и учёт в детском ПНД вполне вероятен.
Если же подростки в масках кучкуются себе отдельно, не мешая другим детям, то пусть хоть блох друг другу выкусывают.
Отвечаю на незаданный вопрос, хотела ли бы я, чтоб мой сын нацепил маску кота и пошёл на улицу точить когти?
Ответ номер один, шуточный: пока он не метит углы дома, меня это беспокоить не будет.
Ответ номер два, серьёзный: если, допустим, к его подростковости вдруг появится мода, например, наряжаться марсианами, издавать писклявые звуки и перемещаться гусиным шагом, и мой сын начнёт так делать, то моей задачей будет определить, насколько это увлечение вплетено в его жизнь, какие сферы затронуло, как сказалось на учёбе, общении с друзьями и прочих увлечениях.
Если есть вытеснение и замещение других видов деятельности "марсианством", то однозначно надо беспокоиться.
Тут расшифрую: изображать марсианина на перемене - норма, пищать на марсианском языке на уроке вместо ответа учителю - нет.
Угасание интереса к другим хобби - тоже тревожный звонок.
Уменьшение количества социальных контактов с друзьями, общение только с другими "марсианами" - ещё один тревожный знак.
Если же всё увлечение заключается в том, что мой сын и несколько других мальчишек в своё свободное время пищат и и перемещаются на корточках, при этом не попадая под определение "нарушение общественного порядка", то пусть себе пищат на здоровье.
Так что, помяукают и перестанут. ИМХО. Пережили мы не одну субкультуру и моду, переживём и это. Я вот как тоннели в ушах вспомню, так и вздрагиваю. Категорически не отвечали они моим представлениям о прекрасном.
Проблема не в квадроберстве как таковом, а в том, что дети в силу их малого количества относительно вщрослых становятся сверхценностью. Ещё бо́льшая проблема заключается в том, что дети это прекрасно чувствуют и... Перестают хотеть взрослеть. Нежелание взрослеть - вот проблема , а не усы, лапы и хвост.
Предыдущая история:
Следующая история: