Найти тему
77 experts

Как давать обратную связь бережно?

И почему «бережно» здесь – ключевое слово.

Обратная связь – неотъемлемая часть рабочего процесса, без нее коммуникация будет неполной, незаконченной и даже бесполезной. Все знают, что от обратной связи внутри компании зависит эффективность, но почему-то многие раз за разом наступают на те же грабли, говоря непонятные предложения, двусмысленные фразы или вовсе умалчивая.

Для чего нужна обратная связь?

Предоставляя обратную связь, вы даете возможность человеку увидеть себя со стороны в той или иной ситуации, позволяете ему понять и почувствовать, какое впечатление, реакцию, последствия вызвали его действия.

Но это не значит, что ее нужно раздавать по поводу и без. Важно соблюдать следующие принципы:

1. Направленность на поведение, а не на личность

Говорить о том, что люди делают, а не о том, что мы о них думаем. Если в высказывании содержится только оценка, это снижает объем восприятия информации и может вызвать сопротивление.

-2

2. Своевременность

Обратная связь «по горячим следам» гораздо эффективнее и действеннее, чем обратная связь, которая дается с опозданием. Со временем впечатления искажаются, ощущения затихают, а факты забываются, поэтому обратная связь с отсрочкой становится менее конкретной и хуже воспринимается.

И все же: как определить, когда именно стоит запрашивать обратную связь? Все зависит от объема задач, но с момента разговора должно пройти не более недели. Если вы работаете над проектом в течение пяти месяцев, то вероятнее всего вам нужно будет заранее запланировать контрольные точки, этапы для обсуждения и обратной связи.

-3

3. Конкретность

Предоставляя обратную связь, мы обращаемся к конкретному факту или действию. Избегайте обобщающих фраз вроде «ты всегда...», «ты постоянно...» и т.д. Обратная связь касается того, что было сделано, но не затрагивает мотивов поведения — догадки о них создают атмосферу недоверия и враждебности.

-4

4. Направленность на будущее

Любая обратная связь должна иметь задел на будущее. Важно не просто обсудить конкретные факты и события, а запланировать, что делать в дальнейшем, чтобы не повторить ошибки и закрепить успешные действия.

В завершении встречи по обратной связи составьте план действий с обозначением конкретных шагов, действий и сроков реализации.

Важно! Обратная связь основывается на конкретных фактах и действиях коллеги, она не касается его личности и личных качеств, предоставляется своевременно, чтобы можно было сейчас скорректировать совершенные действия коллеги и предотвратить появление ошибок в будущем.

-5

Окей. Со всем выше понятно. Но почему обратную связь нужно давать именно «бережно» и причем вообще тут это слово?!

Все как всегда просто. Бережно – это принцип уважения и заботы о другом человеке.

Прежде чем что-то сказать, Я:

Подумаю, какие слова подобрать, чтобы моя речь не выглядела высокомерной и надменной.
Подберу момент, чтобы и я, и человек были настроены на диалог.
Позабочусь, чтобы наш разговор пошел на пользу собеседнику, мне и нашей компании.

Если мы работаем вместе, значит идем к общей цели, значит мы в одной лодке и стремимся к единому лучшему результату. Именно понимание этого помогает давать качественную обратную связь.

А что с ней делать дальше – разберемся в следующей статье.