Найти в Дзене
ЮлиКо (Предпоследний приют)

Приглаживаем иголки маленьким дикобразам

Мальчишки осваиваются. В четверг пять уроков дались уже проще, чем в среду. Привыкают помаленьку. Конечно, нужно ещё втянуться в правила поведения, в режим, в условия учёбы, но это все наживное. И я их понимаю. Сама хожу по нашей школе, смотрю на детей, провода уроки, общаюсь с педагогами и думаю - эх, вот если бы у меня была такая школа... Может, конечно, ничего в моей жизни серьезно не изменилось бы. А может, изменилось, и очень серьезно. По крайней мере, внутреннего протеста против любой системности во мне точно было бы меньше. Дети чудесные. Ну вот правда. У меня порядка 20 учеников - и они вместе невероятно классные. И я не про одарённость, хотя в большинстве своём дети очень развитые, начитанные, неравнодушные. Меня поражает их внутренняя свобода. Готовность отстаивать свою точку зрения. И то, что они в принципе её имеют, и могут аргументировать, и способны нестандартно мыслить. Сегодня одной девочке на уроке так и сказала - формально ты, может, и не права, но меня восхищае

Мальчишки осваиваются. В четверг пять уроков дались уже проще, чем в среду. Привыкают помаленьку. Конечно, нужно ещё втянуться в правила поведения, в режим, в условия учёбы, но это все наживное.

Главное, им стало нравиться.
Главное, им стало нравиться.

И я их понимаю.

Сама хожу по нашей школе, смотрю на детей, провода уроки, общаюсь с педагогами и думаю - эх, вот если бы у меня была такая школа... Может, конечно, ничего в моей жизни серьезно не изменилось бы. А может, изменилось, и очень серьезно.

По крайней мере, внутреннего протеста против любой системности во мне точно было бы меньше.

Дети чудесные. Ну вот правда. У меня порядка 20 учеников - и они вместе невероятно классные. И я не про одарённость, хотя в большинстве своём дети очень развитые, начитанные, неравнодушные.

Меня поражает их внутренняя свобода. Готовность отстаивать свою точку зрения. И то, что они в принципе её имеют, и могут аргументировать, и способны нестандартно мыслить.

Сегодня одной девочке на уроке так и сказала - формально ты, может, и не права, но меня восхищает твой нестандартный подход.

Как она расцвела!.. Какие у неё были глаза... Это видеть надо.

Даже мои "хулиганы", которые в первые дни показывали себя во всей красе, работают в поте лица. Больше никто не пытается валяться на полу и бегать по классу. А если пытаются, то достаточно одного слова - и все прекращается.
И не потому, что я их ругаю или грожу плохими оценками.  Я с ними пытаюсь говорить, как со взрослыми. И они все, черт побери, понимают.

Но как же сильно они отличаются от нас в детстве!.. Как они уверены в безусловной поддержке родителей...
Но как же сильно они отличаются от нас в детстве!.. Как они уверены в безусловной поддержке родителей...

На днях с 3 классом обсуждали "Огурцы" Носова. Они говорят - мама поступила безответственно(!). Она не должна была отправлять ребенка одного ночью к сторожу, который мог его побить или даже застрелить. А уж говорить ему - "если не вернешь огурцы, ты мне больше не сын!", это вообще беспредел.

А что она должна была сделать? - спрашиваю.

Поговорить с ним. Объяснить. Вместе сходить к сторожу.

Вместе, понятно вам?..

Рассказала про послевоенное время. Про то, что дети раньше взрослели. Про то, что не зря в рассказе ни разу не упоминается папа - возможно, он погиб или ушёл, и мама вынуждена воспитывать Котьку одна... Она много работает, волнуется за него, ей очень хочется, чтобы сын вырос хорошим человеком.

Притихли. Задумались.

Некоторые все равно остались при своём мнении - я не переубеждаю, их право.

В нашей школе у детей вообще довольно много прав. Они могут ходить в любой одежде (и даже разных носках), с любыми прическами и вообще самовыражаться через внешность. Могут сколько угодно бегать и кричать на переменах. Могут возражать учителям и спорить друг с другом.

Но, как это ни странно, к анархии это не приводит.

Все это, конечно, заслуга взрослых - родителей, руководства. Это они без конца придумывают, как можно сделать ещё лучше для детей. Просто легопрограммирование было, понравилось - а теперь давайте  его проводить ещё и на английском. Дети в восторге?.. А давайте тогда введем ещё и CraftEnglish - пусть дети мастерят поделки, и параллельно наращивают словарный запас. Любят читать? А некоторые - не очень? Тогда литературный клуб запустим. Пускай те, кто любит, вдохновляют тех, кто не очень. И шахматы. И кружок лепки из глины.

И площадку у школы сделаем, чтобы каждую перемену дети катались с горки и на качелях, играли в догонялки и прятки...
И площадку у школы сделаем, чтобы каждую перемену дети катались с горки и на качелях, играли в догонялки и прятки...

Взрослые хотят, чтобы дети хотели здесь учиться. И дети хотят здесь учиться.
Такой вот секрет успеха - очень простой и невероятно сложный одновременно.

Конфликты между детьми - бывают, конечно. Куда без них. Но когда руководство школы, педагоги и родители на одной волне, конфликты не переходят грани разумного.

Давеча наши близнецы расстроились почти до слез. Один мальчик сказал им, что наше Сиротино - это дыра, где коровы на улицах к.а.к.а.ю.т.

- Мама, это же не правда!.. Сиротино - лучшее место на земле! Зачем он так сказал? Он гадкий!

- А как это случилось? - спрашиваю.

- А он сказал, что из Москвы, а мы сказали, что в Москве много два и машин, и в деревне лучше!

- А почему вы так сказали?

- Потому что это правда!

- Для вас, может, и правда, а для него это - родной дом. И он любит Москву так же, как вы Сиротино...

- Но мы не хотели его обидеть.

- Понятно. Но, видимо, все-таки обидели. Вот сами подумайте - если бы вы ему сказали: "О, Москва - это круто!.. Там так много парков, музеев, театров!.. Нам бы хотелось там побывать!" - стал бы он говорить плохо про ваш дом?..

- Наверное, не стал бы... Ладно, завтра попробуем с ним ещё раз поговорить...

Так и живём. Приглаживаем иголки маленьким дикобразам. Учим их жить, не раня друг друга. Иногда даже получается.
Так и живём. Приглаживаем иголки маленьким дикобразам. Учим их жить, не раня друг друга. Иногда даже получается.

______________________________________

  • Друзья мои, на Дзене статьи выходят с запозданием. Но в приватном Телеграм-канале я появляюсь регулярно и публикую там намного больше, чем могу позволить себе здесь. Там можно свободно обсуждать эмиграцию, жизнь в Армении и не только, а также делиться наболевшим и комментировать посты в атмосфере тепла и дружеской поддержки.
  • Подписка на канал стоит 333 рубля в месяц. Это фильтр от тех, кто приходит не обсуждать, а осуждать.
  • Если у вас нет денег, но есть добрые намерения и стремление присоединиться к нашему небольшому тёплому клубу - напишите мне в личку @kurzyupa, я дам ссылку на бесплатный доступ.
  • Приходить в личку с оскорблениями и прочим хламом не рекомендую - меня хейт от незнакомых людей нисколько не трогает, а вам потом с этим жить.
  • Всех обнимаю. Добра и мира!

Ещё: