Автомобиль давно перестал быть роскошью, превратившись в средство передвижения для миллионов россиян. Но в последнее время мечта о новой иномарке становится всё более призрачной. Цены на машины растут как на дрожжах, существенно опережая и общую инфляцию, и динамику доходов населения.
Особенно остро этот вопрос встал после февраля 2022 года и очередного витка санкционного давления на Россию. Многие иностранные автоконцерны свернули свою деятельность в нашей стране, разорвались привычные логистические цепочки, схемы параллельного импорта пока не могут полноценно заменить официальных дилеров.
Давайте разбираться, что происходит на российском авторынке и чего ждать автолюбителям в ближайшем будущем. Спойлер: особых поводов для оптимизма, увы, нет.
Китайский автопром рулит
Ещё год-два назад основными поставщиками новых автомобилей в Россию были страны Европы, а также Япония и Корея. На китайский автопром приходилась сравнительно небольшая доля рынка. Но геополитические бури 2022 года смешали все карты. По данным экспертов, сейчас порядка 80% всех ввозимых в страну автомобилей - это продукция КНР. Доля европейских, японских и корейских машин резко сократилась, а в перспективе и вовсе может сойти на нет.
При этом даже с "дружественным" Китаем не всё так просто. Прямые поставки и взаиморасчёты между нашими странами существенно затруднены, обычные банковские переводы застревают на долгие месяцы. Поэтому игроки рынка вынуждены искать обходные пути.
Например, сначала оформлять сделку в Киргизии или Казахстане, а потом уже ввозить оплаченные автомобили в Россию. Это позволяет разблокировать платежи, но всё равно удлиняет процесс. Если раньше машину из-за рубежа можно было получить за 2-3 месяца, то сейчас срок может затянуться до полугода.
Утильсбор бьёт рекорды
Ключевым фактором удорожания импортных автомобилей в России является утилизационный сбор. Это особый платёж, который призван покрывать будущие расходы на безопасную и экологичную утилизацию транспортного средства. Формально он существует давно, но именно в последние годы ставки утильсбора начали расти галопирующими темпами.
Особенно сильно это бьёт по юридическим лицам - автосалонам и импортёрам. Для них с 1 октября 2024 года утильсбор на новые автомобили с двигателем 1-2 литра (а это большинство ходовых моделей) вырастет со скромных 3600 рублей до 556 000 рублей! К 2025 году ставка подскочит уже до 667 000 рублей, а к 2030 и вовсе превысит 1,1 млн рублей. Похожая динамика предусмотрена и для других категорий транспортных средств.
А вот для обычных граждан, покупающих автомобили для личного пользования, предусмотрен так называемый "льготный" утильсбор. Сейчас он составляет чуть больше 5000 рублей и в ближайшие годы меняться не должен. Это, конечно, хорошая новость для простых автолюбителей.
Правда, одновременно "душат" многие лазейки и схемы по оптимизации платежей. Например, нельзя будет купить автомобиль в той же Беларуси, пригнать его сюда и сразу поставить на учёт со льготным утильсбором. Теперь машина должна простоять в ЕАЭС не менее года, иначе всё равно "светит" полновесный коммерческий сбор.
Парадоксы и санкции
Интересная метаморфоза случилась с денежными переводами за покупку автомобилей. Как мы уже говорили, деньги в Китай из России отправить крайне сложно. Парадоксально, но факт: расплатиться с корейскими или японскими продавцами сейчас гораздо проще.
Дело в том, что эти страны ввели довольно странные и ограниченные санкции на поставки автомобилей к нам. Например, из Кореи нельзя везти машины дороже 50 тысяч долларов или мощнее 250 лошадиных сил, а из Японии - с моторами более 1,9 литра и все гибриды. Зато всё, что формально не подпадает под эти критерии, можно покупать без проблем.
На первый взгляд, санкции выглядят довольно бессмысленно. Но фактически, именно из-за этих ограничений, корейские и японские автомобили в России даже могут оказаться более доступными, чем их китайские аналоги! Ведь машины из КНР будут ввозить с уплатой полновесного коммерческого утильсбора, а "усечённые" версии корейских и японских моделей - со льготным.
Ценники будущего
А теперь давайте прикинем, что будет с ценами на автомобили в России в ближайшие годы. Картина вырисовывается безрадостная.
Возьмём для примера один из самых популярных кроссоверов на нашем рынке - Volkswagen Tiguan. Если сегодня в автосалонах за него просят в среднем 4-4,5 миллиона рублей, то в 2025 году, с учётом роста утильсбора и других факторов, ценник легко может превысить 6 миллионов. При этом Tiguan, ввезенный из-за границы "частным порядком" и с уплатой льготного утильсбора, обойдётся примерно на 700 тысяч дешевле.
Дальше - больше. К 2030 году разрыв в цене на один и тот же автомобиль у дилера и "по параллельному импорту" может достигнуть 1,5-2 миллионов рублей! Конечно, не каждый готов связываться с самостоятельной покупкой машины за рубежом и растаможкой. Но если разница в цене и дальше будет столь велика, число желающих сэкономить будет только расти.
Многие эксперты уверены, что заградительные ставки утильсбора - это просто завуалированный налог для пополнения бюджета, не имеющий никакого отношения к реальной заботе об экологии. Не сильно верится и в то, что это простимулирует иностранцев массово открывать свои заводы в России. В нынешних реалиях это больше похоже на утопию.
Впрочем, загадывать что-либо дальше, чем на год-два вперёд, сейчас вообще дело неблагодарное. Слишком много факторов неопределённости. Хочется надеяться, что хотя бы какие-то лазейки по покупке подержанных иномарок всё-таки останутся. Иначе крылатое выражение "автомобиль не роскошь, а средство передвижения" в России рискует стать неактуальным.
Спасибо за внимание, друзья. Делитесь вашим мнением в комментариях