Своеобразной была архитектура казачьих домов Черкасска, которые казаки называли куренями. Этот термин, как считают некоторые историки, происходит от монгольского куря – стойбище, круг.1 Да и расположение комнат в таком доме-курене шло по кругу, вокруг печки.
Приход монгольских племён в Подонье и Приазовье был последним мощным миграционным процессом, который испытала на себе Восточная и Юго-Восточная часть Европы. Вместе с монголами на Дон пришла и их культура жилища. Примечательным также является и тот факт, что традиционные монгольские мотивы и элементы декора перешли позже в культуру донских казаков. Так, например, на карнизах, фризах и пилястрах донских казачьих куреней обязательно применялся традиционный монгольский мотив, который ранее расшифровывался как стилизованная виноградная лоза.2
Донские историки, занимавшиеся этой проблемой (И.Сулин, Ис.Быкадоров и др.) пришли к выводу, что курень «по типу постройки, безусловно, новгородского происхождения, и обычная краска его в желтый цвет, установилась, вероятно, преемственно от новгородцев».3
Василий Сухоруков так писал об архитектуре древней казачьей столицы: «Что касается собственно до строений, то Старочеркасская станица представляет любопытное разнообразие. Старинные дома являют замечательное отличие от нынешних: и архитектура, и украшения их имеют какое-то странное смешение азиатских форм с древним русским вкусом».4
Живший в начале XIX века на Дону и в Черкасске А.Л. де Романо писал, что «Черкасск - чисто азиатский город: дома лепятся друг к другу, сидят в беспорядке; много здесь лачужек и очень мало каменных домов. Десятка два последних по цене равняются всем остальным постройкам города. Ценные каменные дома принадлежат Мартынову, Малчевскому, Леонову, Грекову, Орлову, Машлыкину, Епифанову, Меркулову, Поздееву, Попову, Слюсареву, Тарасову, Гусельщикову, Быхалову и др. Весь город занимает небольшое пространство, чем и объясняется теснота и скученность построек. На дворах негде вырыть погреб, поставить конюшню; лошади и экипажи содержатся за городом. Очень мало дворов длиною в 7 и шириною в 5 саженей. Таких домовладельцев считают счастливыми, потому что огромное большинство дворов занимает не больше 3х4 саженей».1
Дома - курени первоначально крылись чаканом (растение, называемое по-научному «рогоз широколистный»), камышом, лубом или тесом, а позже железом (у богатых казаков). Вокруг дома шел небольшой балкончик – балясник. Внутри куреня насчитывалось не менее трех-четырех комнат: стряпная, спальня, чистая и зала.
Казачьи курени в XVI-ХVII столетиях были, как правило, деревянными, но по данным ряда исследователей, «некоторые городки имели каменные замки».2 С XVIII века донские казаки строили каменные дома-курени.
Классический черкасский курень имел два уровня и состоял из каменных «низов» (подклета) и деревянных «верхов», венчала курень четырехскатная крыша. Черкасский курень имел, как правило, прямоугольный план, и его размеры могли быть 6 х 8, 8 х 10 или 10 х 12 метров.
«Низы» черкасского куреня состояли из двух помещений: не отапливаемого, первого от входа, служившего для хозяйственных нужд; второе помещение имело печь и использовалось для жилья. «Низы» имели от 2 до 4 окон. Вход в «низы» осуществлялся со двора. В качестве строительного материала этой части черкасских куреней использовался желтый известняк - ракушечник. Внутри и снаружи «низы» куреня штукатурились и белились, что придавало казачьему дому в целом праздничный вид.
Второй этаж черкасского куреня строился из толстых бревенчатых пластин, щели между которыми забивались паклей, иногда даже шерстью, и замазывалась снаружи глиной. Внутри и снаружи «верхи» обшивались широкой сосновой доской. То же делалось и с потолком. Второй этаж куреня имел два входа: рабочий и парадный. Последний обычно находился со стороны главного фасада и являлся украшением куреня.
Между этажами куреня тянулся узкий балкончик, называемый у черкассцев балясником. Он служил для закрывания ставен окон; здесь жители дома любили отдыхать.
Обычно курень имел от 2 до 5 комнат: столовая, зала и две спальни. Первая от входа комната служила и передней, и кухней, и столовой. Здесь же находилась печь. Печь выступала как самостоятельный архитектурный элемент. Обычно это была печь-голландка (без лежанки). Первый уровень печи находился в «низах», а над ним, в «верхах», устраивался второй уровень. В комнаты были обращены вертикальные тепловые «зеркала», в которых устраивались многочисленные воздушные каналы, через которые нагревалась их поверхность. Верхняя часть печи выходила в чердачное пространство и состояла из горизонтальной части дымохода, которая называлась «лежень», и вертикального дымохода, переходившего в дымовую трубу над крышей.1По тому, как выглядела печь, судили о хозяйке дома. Печь должна была сиять чистотой, поэтому черкасские казачки мазали глиной и белили ее почти каждую неделю.
Вдоль стен и стола на кухне стояли лавки, а у богатых казаков - стулья. Здесь же имелся поставец с посудой.
Зала и горница выглядели празднично и парадно. Иконы имелись в каждой комнате, но в зале «красный» угол был богаче и украшался несколькими иконами, часто в серебряных окладах. Для украшения в зале стояла горка с праздничной посудой: супницей, посудой для осетра и др. Здесь же находилась «комода», где хранилось белье. Парадный стол, застеленный праздничной скатертью, со стульями необычной формы, стоял обычно в центре. Часы на стене, зеркало, семейные фотографии дополняли интерьер залы. Стены иногда украшались коврами, на которых висело различное оружие. В зале принимали наиболее почетных гостей, служили молебны по большим праздникам.
В спальне черкасского куреня стояла кровать с пуховиками, подушками, одеялами. Здесь же находился сундук с ценными вещами.
В каждом дворе была кухня. Эта традиция строить кухни идет с древнейших времен. В целях противопожарной безопасности, есаул в Черкасске на лето опечатывал все печи в домах, и варить разрешалось только во дворе, в землянках, служившими летними кухнями.1
В летние месяцы было запрещено держать в Черкасске между жильем камыш, чакан и сено. Если находился случайный виновник, хотя бы нечаянно учинивший поджег, «то в страх другим, а ему в наказание» войсковой заплечный мастер жестоко бил его на рынке плетьми.2Иногородних, при малейшей неосторожности с огнем, не церемонясь, выселяли совсем или на некоторое время из города.3
Однако, несмотря на все меры предосторожности, Черкасск много и часто горел. Поэтому по приказу Войсковой канцелярии от 29 февраля 1788 года были учреждены должности «станичных огневщиков», т. е. караульных казаков, обязанных «денно и ночно, ходя между жилья, прилежно смотрели дабы никакого злодейского поджога или от неосторожности жителей пожара сделаться не могло. А чтоб огневщики порядочное смотрение имели, в том за ними наблюдать навсегда. С которых за слабость и открытие какого-либо несчастного случая будет строго взыскано».1На соборной колокольне находился караульный, следивший за городом и поднимавший набат в случаи пожара. При Войсковой канцелярии находилась заливная труба, но вследствие неумелого обращения с ней, часто находилась на войсковых кузнях, в ремонте, и потому пожары приходилось тушить примитивными способами.
Донским станицам и хуторам, где огнем были уничтожены все постройки и пожитки казаков, Войско приходило на помощь, давая пострадавшим от пожаров казакам льготу от воинских тягостей на год-два. В их пользу предоставлялся мостовой сбор или же прямо выдавалась денежная ссуда.
Таким образом, пищу себе жители Черкасска летом должны были готовить в отдельно стоящих кухнях, где они клали русские печи или прямо во дворе складывали печь - «гарнушку», на которой готовили еду. Хлеб выпекали или в русских печах или ставили во дворе печь - пекарку. Последнюю выкладывали из камня, верх делали полукруглым с четырьмя отдушинами.
Мы рассказали о типичных домах-куренях Черкасска, в которых проживали обычные казаки донской столицы. Но были в ней и кирпичные дома, а то и целые архитектурные комплексы, принадлежавшие казачьей старшине и войсковым атаманам. Один из таких архитектурных комплексов, принадлежавших атаманам Ефремовым, сохранился в станице Старочеркасской до наших дней. Мы расскажем о нем…
Автор – Астапенко Евгений Михайлович, кандидат исторических наук, член Союза журналистов России.
1 Владимирцев Б. Общественный строй монголов. Л., 1934. С. 37.
2 Лазарев А. Г. Традиционное народное жилище донских казаков – казачий курень. С. 29-30.
3 Быкадоров Ис. Ф. Указ. соч. С. 171.
4 Сухоруков В. Д. Статистическое описание... С. 145.
1 Романо А. Л. де. Указ. соч. С. 11-12.
2 Буданов И. П. Указ. соч. С. 63.
1 Лазарев А. Г. Указ. соч. С. 93-94.
1 Щелкунов С. З. Указ. соч. С. 45.
2 Там же.
3 Там же.
1 ГАРО. Ф. 55, оп. 1, д. 369, л. 8.