Найти в Дзене
Галина Астапенко

История города Черкасска - Станицы Старочеркасской.ХVI - ХХI века. Глава 9.

Ко 2-й половине XVIIIстолетия донское казачество окончательно превратилось в замкнутое военное сословие Российской империи, доступ в которое для посторонних был практически закрыт. В донском казачестве к концу XVIIIвека образовался значительный и весьма влиятельный слой старшины, получившей в 1798 году от императора Павла Iправа российского дворянства.1Донским дворянам хотелось забыть бунтарское прошлое донского казачества (Разина, Булавина, Пугачева) и жить на широкую ногу, по-дворянски. Тогда-то в их среде и возникла идея переноса донской столицы из старого, «бунташного» и тесного «гнезда» казачества на новое, просторное, не затопляемое наводнениями место, где можно было построить роскошные особняки, а в пригороде - дачи. Наводнения, ежегодно бывавшие в Черкасске, на всю весну и начало лета серьёзно затрудняли административную, общественно-политическую и торговую жизнь донской столицы.

Войсковое начальство предлагало поднять насыпью уровень города на 17 футов, т. е. на высоту самого большого наводнения, для чего пришлось бы разобрать большую часть домов и затем вновь поставить их. «Если бы принять этот давний казачий проект, пришлось бы работать, по точному вычислению, 136 лет и 5 месяцев, и содержание двух полков обошлось бы казне приблизительно в 7 млн. руб., тогда как постройки всего города с предместьями стоят едва один миллион», - отмечал инженер де Романо.2

В 1802 году для решения проблемы наводнений в Черкасск прибыл французский инженер А.Л. де Романо, присланный из Петербурга. На месте он разработал оригинальный проект спасения донской столицы от бедствий, приносимых ежегодными наводнениями. Де Романо предлагал обваловать город, сочетая сооружение вала с прорытием каналов на месте узких речек, в изобилии опоясывающих окрестности Черкасска, для быстрого стока полой воды в Дон и Азовское море. Де Романо полагал, что работы могли быть завершены в течение двух лет. Проект был хорош, но для его осуществления нужны были немалые средства, около 130000 руб., которых в войсковой казне не оказалось.1

Войсковой атаман М.И.Платов, отражая волю донского чиновничества, офицерства и дворянства, предложил жителям Черкасска рассмотреть вопрос о переносе донской столицы на новое место. Жители Татарской, Среднерыковской, Нижнерыковской, Верхнерыковской, Скородумовской станиц высказались за оставление на прежнем месте. Если нет возможности оставаться, и отпущена будет на перенос казенная сумма на 20 лет, то находить за удобное под поселение города место при Усть-Аксайской станицы.2Казаки Черкасской, Средней, Дурновской, Прибылянской, Павловской станиц высказались за переселение на удобное место при Усть-Аксайской станицы с помощью каждому полной денежной суммы на строение и льготы.3Жители Тютеревской станицы желали остаться на прежнем месте.4

29 июня 1804 году атаман М.И.Платов направил министру внутренних дел представление о перенесении города Черкасска на новое место: «Город Черкасск поселен на низком и болотистом месте. Вода заполняет низменные пространства так, что в городе нет ни одного сухого места. Начало ее бывает всегда в марте месяце, осыхает не ранее как в первых числах июля.

Бывшая войсковая канцелярия, потом гражданское правительство и, наконец, та же возобновленная канцелярия при тогдашних войсковых атаманах по сим совершенным неудобствам имели всегда наклонности выносить город на выгоднейшее место, но жители, составляющие его, и иные предрассудки не желали. 200 казаков на казенном содержании трудились над высыпкой по над берегом реки Дон свай. Сей опыт показал, что высыпка по многим причинам неудобна: первое – потому что летом успевают насыпать на вал, которым полагалось оградить город, то следующей весной в наводнение стремительно попортило, как сие в теперешнюю весну случилось. Второе – вместо того, чтобы на следующий год продолжать работы, люди обращаются на долгое время к починке испорченного, а на продолжение остается немного времени. Третье, если производить сию работу ныне находящимся при ней людьми, то нельзя достигнуть до настоящей цели ближе как через пятнадцать лет и далее, употребляя в каждый год ради материалов по 30000 руб. из войсковой суммы. Четвертое – когда бы укрепление такое было приведено ко надлежащему окончанию, надобны немалые каждо-годно поддержки в будущее время починять его. Пятое, в таком случае будто бы город достигнет ограждения себя валом, внутренность его будет оставаться в том же беспорядочном состоянии и в той же тесноте, с которою сопряжена нечистота и гнилость воздуха, а вместе с этим для жителей нездоровье. Нельзя его более распространить, дома по-прежнему остаются один подле другого очень близко, и, следовательно, так нельзя обезопасить от пожарных случаев, что прежде и было.

Из среды благородного собрания повелено было четырем генералам, столько же полковникам, одному подполковнику и двум майорам осмотреть все прикосновенные к городу местам и избрать из них под постройку удобнейшее. Коими в представлении моем и четырех членов войсковой канцелярии по соображению со всеми отношениями, какие город должен иметь, признано лучшее и выгоднейшее место, стоящее от нынешнего города в 20 верстах, окруженное с двух сторон речками Тузлов и Аксаем и имеющим ключевую воду.

В рассуждении удобности такого переселения честь имею донести: 1-е, все материалы как-то: дикий камень, дерево и железо, приготовленные войсковой канцелярией ради выкладки набережной, которые еще не употреблены и имеются теперь в наличности, перенести на сие избранное место и употребить там для постройки войсковых строений как-то гимназии. 2-е, Соборная церковь с некоторого времени от ветхости грунта стала оседать вниз, вследствие чего в стенах показались расселины. Училищные дома, тюрьмы, остроги и прочие некоторые войсковые строения совершенно обветшали. …4-е, избранное под переселение города место изобилует всеми выгодами, как-то: близким сенокошением и пространным для скота выгоном. 5-е, предоставить их дома перенести собственным их коштом, согласно их желанию. Никого на переход, ни под каким видом не принуждать. 6-е, сие переселение города не может составить никакой остановки, ни препятствие донской службы.1

Затем атаман Платов (как известно, уроженец Черкасска) направил на имя императора Александра Iходатайство о переносе казачьей столицы из Черкасска на новое место. «Войска Донского город Черкасск, - пишет атаман, - поселен на низком и болотистом месте. Удален от твердой земли с одной стороны, на семь, а с другой, на пятнадцать верст. Бывшее войсковое правительство при тогдашних атаманах имело наклонность вынести город на выгоднейшее место, но жители его составляющие, по простоте и привычке своей того не желали. Я, вступая в командование войска, и узнав оное нежелание их, не находя другого удовлетворительнейшего средства, как оградить город от подобного наводнения высыпкой. Но помянутая высыпка города крайне неудобна, потому что весенняя вода более трех месяцев продолжавшаяся, укрепления сии портит. Жители города просят ходатайствовать о всемилостивейшем позволении перейти на избранное место, лежащее выше Черкасска в 20 верстах и изобилующее всеми выгодами. Просить о всемилостивейшем позволении перенести на сие избранное место, как войсковую канцелярию, все войсковые церкви, так и прочие разные общественные нужные городу построения с употреблением на сие людей».1

23 августа 1804 года император подписал именной указ об основании новой столицы, направив его в Черкасск атаману Платову. В нем говорилось: «Рассмотрев представление ваше о неудобствах настоящего местоположения города Черкасска, о безуспешности работ, производимых к ограждению от наводнений, и, наконец, о желании некоторых обывателей и чиновников Войска Донского перейти на другое место, я нахожу мнение ваше, чтоб основать в местоположении новый город тем более основательным, что и прежде, по долголетнему опыту многих неудобств, было уже неоднократно о сем помышляемо.

Желая, чтоб предложение сие совершилось образом, сколь можно удобнейшим и для обывателей города Черкасска наиболее выгодным, следующие средства к исполнению его признал я нужными:

1. Как в устроении нового города, выбор прочного и удобного места есть одно из существеннейших обстоятельств, то к вашему удостоверению о удобностях места, к сему прилагаемого, признал я нужным осмотреть оное во всех подробностях чиновнику, особенные сведения в сем имеющему. На сей конец, как скоро будет возможно, и не позже как наступающею осенью, отправится по повелению моему в Черкасск инженер генерал-лейтенант Деволан, который осмотрев назначаемое место, если найдет в нем все нужные удобности, составить план городу, назначить в нем все надлежащие разделения на площади, улицы и проч.

2. Когда таким образом план городу утвердится, то к устроению его можно будет обратить два полка, ныне в Черкасске на работе при высыпке употребленные, обратив вместе с тем на производство зданий сего города те суммы, кои ныне из войсковых доходов отпускаются на устроение вала в Черкасске.

3. Здания в сем новом городе должно начать устроением помещения для войсковой канцелярии, цейхгауза и прочих общественных заведений. Что принадлежит до церквей, то, отнюдь не касаясь тех, кои ныне в Черкасске существуют и кои в нем и должны остаться, построить новые, употребив на то нужные суммы из войсковых доходов; в случае же недостатка их, представить о средствах к дополнению.

4. Согласно предположению вашему, оставив совершенно на волю обывателям города Черкасска перенести их жилища на сие новое место, чтоб доставить тем из них, кои перейти пожелают, но по бедности своей средств иметь не будут, некоторое пособие. Я считаю нужным, чтоб сообразили вы и мне представили, какую помощь и на каком основании можно им на сей конец сделать из войсковых доходов, соразмерно количеству прочих издержек, на них лежащих.

5. Как по приближению осени не возможно уже будет в течение настоящего года открыть действительных работ к устроению нового города, то и считаю я нужным, чтоб между тем люди, к работам сим предназначаемые, обращены были на приуготовление материалов, дабы следующею весною можно было приступить к деятельному производству нужнейших зданий.

6. Новый город сей будет именоваться Новым Черкасском».1

В начале осени 1804 года в Черкасск прибыл инженер генерал-лейтенант Ф.П. де Волан.2В его задачу входило подыскание подходящего места для новой донской столицы и составление ее плана. Комиссия из 12 человек во главе с атаманом Платовым осмотрела ряд мест, пригодных для основания новой столицы казачества: Черкасские и Аксайские бугры, Заплавскую, Манычскую и некоторые другие станицы. В конце концов, решено было остановиться на урочище Бирючий Кут - возвышенности, расположенной между реками Аксай и Тузлов.

12 ноября 1804 года де Волан и Платов составили на высочайшее имя доклад, приложив к нему план будущего Новочеркасска. В докладе говорилось: «Во исполнении возложенной Его императорским Величеством на меня обязанности, заключающей в себя перемещения главного города казаков Черкасска на иное место, неподверженное таким неудобством как наводнение, и имеющей более способности к внутренней коммуникации и прочему, - я осматривал окрестности старого Черкасска и особливо место между реки Тузлов и рукава Дона, называемого Аксай, и избранное верховными чиновниками и офицерами Донского войска, кое находя наудобнейшим к перемещению и назначил для сей потребности, почитая необходимостью исправления проезда проделать сказанного рукава Дона Аксая посредством перекопов и чисткой проходных мест и бродов для бывающей низкой воды и прочего, дабы через оное сделать ее способною к судоходству, открытой и безопасной водной коммуникации Нового города с верхней и нижней частью Дона и Азовским морем.

На берегах самого Дона нет других мест в окружностях старого Черкасска, кроме станицы Аксайской, которая при первом взгляде к сему способною. Но, рассмотрев местоположение, я увидел, что город должен будет занимать вершину горы, имеющей более 50 сажень вышины от горизонта Дона, а барьеры от города отдалены на пять верст. Также на сем гористом месте не находится хорошей колодезной воды, которую необходимо нужно будет рыть по отдаленности реки, имеющей часто воду, негодную к питью, особливо летом, когда она покрывается зеленоватою тиною. Отдаленность камыша, употребляемая жителями для топки, есть не последнее из неудобств сего местоположения. Наконец, план нового города на месте Аксайской станицы был бы разделен по середине глубокой балкой, которая по части сделала бы немалое препятствие к соединению улиц.

Другое место, по-видимому, способное для перемещения, находящееся по другую сторону Дона в окружностях селения Махинска, на равнине довольно пространной и мало возвышенной сверх горизонту реки Дона, безопасной в случае бываемых весной наводнений. Главное препятствие к избранию сего места есть то, что во время бывающих весной наводнений, сношение города прерывается ежегодно на два или три месяца, а осенью от дождливой погоды и болот, находящимися между Доном и р. Маныч.

В окружностях сих есть еще другие два места, кои при первом взгляде кажутся удобными к построению на оных города: 1-е между станицами Кривянской и Заплавской, 2-е Красный Яр на левом берегу в некотором отдалении от реки Тузлов. Первое имеет прекрасную, довольно возвышенную и безопасную от наводнения площадь, лежащую между низкими местами и болотами, составляемого рукавом Аксая и маленькой речкой Кадиновкой. Но по изыскании мною оказалось, что река Аксай отдалена от оной площади на 4 или 5 верст. При всем том оное место не имеет хорошей колодезной воды, а также для мостовой потребного камня (бульзаника). Ветры наполняют это место зловонными и нездоровыми парами, приносимыми из болот.

Местоположение Красного Яра, имея чистый воздух и хорошую колодезную воду, кажется еще выгоднейшим, но далеко отстоит от Аксая и прочих коммуникаций, коих малая река Тузлов ему никак доставить не может. Место сие, хотя и кажется, отчасти гористо, но все-таки несравненно менее с горой станицы Аксайской, - нельзя его назвать неудобством. Новый город будет пользоваться здоровым воздухом. Но, прежде всего, необходимо для судоходства поправить р. Аксай в местах, неспособных для оного, особливо при выходе ее из Дона и при впадении малой р. Керчик в оную. Потребно открыть ей другое устье, чтобы посредством оного течение реки Дон по прямой линии каналов шло прямо в р. Аксай, оставляя в стороне устье реки Керчик.

Место это (Бирючий Кут), хотя и имеет неровности, но зато не имеет тех больших неудобств, как прочие; берега Аксая изобилуют камышом, могущим служить жителям для топки; в вырытых колодезях вода найдена чистою и здоровою; воздух чист и не тягостен. План предполагаемому Новому городу сколько позволило и требовало место я назначил на оном, в своем присудствии сообразив с главнейшими распоряжениями, главные площади, рынки, церкви, войсковые строения и главные улицы. Ширина главных улиц или проспектов будет 25 сажень, обыкновенных – 15, переулков – 10.

Для содержания чистоты на улицах сделать боковые канавки, обложив из здешним камнем так, чтобы средние улицы имели для проезда от 10 до 15 сажень, а между домов и канавок оставалось бы место для пешеходов. По большим улицам и проспектам могут быть посажены деревья, способные к здешнему климату.

Копание колодезей и прудов на улицах и публичных местах должно начаться без замедления на счет войсковой суммы. Величина публичных мест будет нижеследующей: 1) соборной церкви 145 саж. в диаметре; 2) прочих церквей – 60 саж. в длину и поперечнике; 3) места для лавочных рядов – 200 саж. длины и 160 в поперечнике; 4) рынок для продажи мяса и прочих съестных припасов 160 саж. длины и 120 в поперечнике; 5) место для продажи рыбы, пристани барок и судов – 220 саж. длины и 160 в поперечнике; 6) большое место для продажи скота, сена, муки, хлеба и для ярманок и сдешних продаж – 500 саж. дины и 300 саж. поперек; 7) парадное место перед домом атамана правильно будет иметь 180 саж. длины и 160 и 80 поперек; 8) место для приписного строевого леса, продажи камыша и дров и прочего – 250 саж. в длину и 60 поперек. Места для партикулярного строения разделяются по кварталам и будут иметь: знатнейших жителей и чиновников – 20 саж. и 30-60 саж. в глубину, для купцов и зажиточных обывателей – 15 саж. и 30-50 - в глубину, для недостаточных людей ремесленников и рабочих – 10 саж., и 20-30 саж. в глубину. По сему разделению предполагаемый Новый город будет заключать до 2860 мест для домов партикулярных людей, выключая войсковое строение. Будучи в Нахичевани, я имел случай заметить черепицу, сделанную там на фабрике и продающуюся за сложную цену от 5 до 7 руб. за тысячу. Окружность будущего города, имея подобный состав и вещество, представляют легкий способ для сделания сего ко строению полезного и дешевого материала, не позволяя крыть дома камышом или тюсом».1

31 декабря 1804 года император Александр Iутвердил план Новочеркасска, начертав на нем: «Быть по сему».2Судьба Черкасска была решена: отныне он из столицы обширной Земли Войска Донского превращался в станицу Старочеркасскую.

По мнению И.И.Краснова «Черкасск был столицей, достойной Войска. Некоторые уверяют, что падение Старого Черкасска и рассеяние прежней аристократии более всего послужило верховым казакам к приобретению прав и значения, которыми они теперь пользуются наравне с низовыми казаками». Вместе с тем, считал И.И.Краснов «сами верховцы видели, что эта жертва вовсе не была нужна; напротив, они в падении Черкасска находят не пользу для себя, а существенный вред, потому что падение Старочеркасской торговли произвело самые неблагоприятные действия на все станицы, в особенности на ближайшие к городу. Даже те верховые, которые еще питают устарелое нерасположение к низовым, не могут сказать, чтобы процветание Черкасска, на прежнем месте, когда-либо мешало благосостоянию верховых станиц: совершенное уравнение казаков верховых с низовыми, не только в службе, в правах и преимуществах, но и в поземельных довольствиях и угодьях, без всякого сомнения, исполнилось бы и тогда, если бы Черкасск находился на прежнем своем месте. Верховное правительство, перед которым никогда не существовало разницы между верховыми и низовыми казаками, давно стремилось к этому».1

Историк В.Д.Сухоруков полагал, что «если бы начальство войсковое твёрдо и постоянно действовало к улучшению места Черкаска, то без сомнения достигло бы своей цели, и тогда донской город обладал бы прекрасным местом и многими выгодами. Предприятие сие могло потребовать больших издержек и без сомнения немало времени. Но суммы, истраченные на устройство Новочеркасска и 27 лет протекших от начала переселения его, едва ли не превосходят то. Прекрасная пристань, богатая биржа для складки товаров, выгодный рыбный промысел, изобилие всех жизненных потребностей, водою доставляемых, и многия другия значительные преимущества, для всех состояний народа, были бы в руках города».2

18 мая 1805 года состоялась торжественная закладка Новочеркасска. А весной следующего года состоялся официальный перенос донской столицы из Старого Черкасска в Новый Черкасск. 9 мая 1806 года, во время весеннего половодья, под заунывный звон черкасских колоколов, процессия во главе с атаманом Платовым погрузилась на лодки, барки и плоты и взяла курс прямо по водной глади на Бирючий Кут. На головном судне везли старинные войсковые регалии и знамена, дарованные донцам за их подвиги в различных войнах России против внешних врагов. За первым судном следовала лодка с духовенством, затем плыл войсковой атаман со штабом. Далее сплошной бесконечной вереницей тянулись лодки со станичниками.

Когда процессия тронулась в путь, с Даниловского бастиона и других раскатов «разжалованной» столицы Дона громыхнули пушечные залпы, отдававшие дань глубокого уважения старому «гнезду» казачества. Казаки прощались не только с многолетней донской столицей, но лили слезы по героической истории донского казачества, многие страницы которой были связаны с Черкасском. В тот же день у временной Войсковой канцелярии в Новочеркасске, которая стояла на месте нынешнего музея истории донского казачества, состоялось официальное провозглашение новой столицы донских казаков.

Автор – Астапенко Евгений Михайлович, кандидат исторических наук, член Союза журналистов России.

1 ПСЗ. Т. ХХIV. № 17638, 18239.

2 Романо А.Л. де. Указ. соч. С. 8-9.

1 Романо А. Л. де. Указ. соч. С. 9.

2 ГАРО. Ф. 341, оп. 1, ед. хр. 315, св. 19, лл. 21, 22, 23, 24, 25.

3 Там же. Лл. 26, 27, 28, 29, 31.

4 Там же. Лл. 30-30 об.

1 ГАРО. Ф. 341, оп. 1, ед. хр. 315, св. 19, лл. 34 об., 35, 36 об., 37 об., 38 об.

1 ГАРО. Ф. 341, оп. 1, ед. хр. 315, св. 19, лл. 32-32 об.

1 ПСЗ. - Т. XXVIII. - № 21341.

2 Волан Франц Павлович, де (1752 - 1818) - инженер-генерал (полный генерал). Родился во Франции, с октября 1787 г. - на русской службе. Его деятельность связана с Доном. Разработал проект новой столицы Дона - г. Новочеркасска. Увеличил километры судоходства на реке Маныч. Детально продумал будущий канал Волго-Дон. В 1804 году скорректировал план Таганрогского порта. Умер и похоронен в Петербурге. (См. Глеб-Кошанский Н. «К де Волану в Петербург». // Нева. -№ 9. 2000. С. 219).

1 ГАРО. Ф. 341, оп. 1, ед. хр. 315, св. 19, лл. 77, 79, 79 об., 80, 81, 81 об.

2 Там же. Лл. 112-112 об., 115.

1 Краснов И. И. Указ. соч. С. 492.

2 Сухоруков В. Д. Статистическое описание... С. 144.