Эх, более 150 лет прошло с момента опубликования одного из самых известных романов Тургенева (помните, как нас заставляли читать его в школе, когда нам до этого конфликта и нигилизма было вообще фиолетово?), а тема-то до сих пор жива. И не только жива, но еще и вдохновляет.
"Возвращение" 2003г.
Вот живет себе такой Иван. И все бы ничего, но в современном обществе мальчишке постоянно нужно доказывать, что ты не сопляк. Разными способами -- например, прыгнуть с вышки в озеро. А ведь на уроках ОБЖ всем говорили, что прыгать с больших высот в местах за исключением бассейна опасно -- мождно и пузо об воду расшибить, и вообще шею сломать. Так что Иван не трус, он просто очень осторожный. И с вышки этой он не слезет, по крайней мере сам. Это ж можно тоже упасть и потом мама костей не соберет. Так что будет он сидет на ней до темноты, ожидая пожарную команду и машин с мигалками, чтобы его, как кошака с дерева, сняли со всеми почестями.
Это ничего, что потом даже его старший брат Андрей обвинит его в трусости, Иван-то знает, что на такие авантюры подписываться опасно.
Прибегает Ваня домой стучать на старшего брата, который в пылу дискуссии порвал ему рубашку, а там новая напасть -- папаня вернулся.
Вообще-то он изволил схилять из дома, когда Андрей был сопляком, а Ваня вообще под стол пешком ходил, поэтому братья его особо и не помнят. Зато мама и бабушка рады, стол организовали даже с курой и вином.
После ужина, во время которого нарисовавшийся папа пообещал завтра взять братьев на рыбалку, Иван начал докапываться до Андрея, помнит ли он этого мужика. На фото, единственном, где они у папы на руках изображены, вроде видно, что это он. Но где тогда родитель был? Сидел? Да вроде не похоже, нет у него этой вот блатной "изюминки", да и наколок тоже нет, зато интеллигентность и одухотворенность так и прет.
Вань, тебе что за печаль? Приехал и приехал, хорошо же ведь.
И Иван понимает, что этот странный мужик уже завоевал сердце его старшего брата.
Назавтра все трое грузят в машину удочки и нехитрые походные пожитки и отправляются в путь-дорогу.
И, что бы вы думали, этот отец вдруг решил начать воспитывать своих уже выросших и лучше него знающих, как им жить, детей.
Началось все с завтрака. Они приехали в какой-то зачуханный город, и папа дал Андрею задание -- найти кафе. Тот и ушел на час. Когда же Иван и отец его нашли, тот ел вафельный стаканчик мороженого и смотрел за разборками местной шпаны, за что и отхватил леща от отца.
Потом он - о ужас - застовил Ивана есть. А тому прямо кусок в горло не лезет, когда вот этот одухотворенный сидит напротив него.
Дальше -- больше. Местная шпана заприметила Андрея и, пока отец трещал с кем-то по телефону, отжала у него папин кошелек с деньгами. Пожалел ли его отец? Ни-фи-га. Сделал виноватым, мол, чего не смог отстоять имущество.
В общем, много всего за этот уикэнд произошло. И под дождем Иван мок, когда папа высадил его на обочине за его нытье. И гребли они на лодке на какой-то остров, когда мотор на этой старой посудине сдох. Но самый главный финт отец отколол, когда они уже собирались обратно -- взял да и помер от несчастного случая. Иван уверен, что это он явно назло им сделал. Или нет?
Как только мы видим в титрах имя режиссера Андрея Звягинцева, то сразу должны понимать, что сейчас будет много отборной безнадеги и рассуждений на тему "кому на Руси жить хреново". Правильный ответ -- всем, кроме ВВП и его приближенных.
Мне кажется, что маленький Андрюша как-то в детстве посмотрел фильм "Небеса обетованные" и тот так его поразил, что он в каждом своем фильме вот эту чОрную жизнь и воспроизводит.
Конечно, найдутся те, кто скажет, что ты, маруся, не права, что тут целая философия, целый конфликт поколений заложен. А я отвечу: ну-дя-ти-на. Плюс еще куча вопросов без ответа. И Иван, который всю дорогу ходит с таким лицом, будто ему под носом чем-то не очень аппетитным мазанули, а он стереть не может, вот и приходится ему все это нюхать.
Вывод: иногда воспитательное слово и подзатыльник действуют лучше, чем просто воспитательное слово.
"Бешенство" 2023г.
"Они хотели запихнуть меня в рехаб, а я ответила им: не-не-не"
Это пела Эми Уайнхауз, которая через небольшой промежуток времени после выхода этого хитяры загнулась от алкашки.
Игорь явно эту песню слышал и был в курсе печального окончания жизни певицы, так что для своего сына Вовки он решил самолично устроить рехаб. Отвез его в небольшую сибирскую деревню, куда часто приезжал к другу поохотится на зверье, а оттуда хотел двинуть на охотничью заимку в лесу. Там Вованчик должен был насухую переломаться и приехать в Москву уже другим чистым человеком.
План огонь (нет).
Чтобы мятежный Вова не сбежал, папа Игорь приковал его к стене наручниками, а по дороге к этим стене и наручникам завез парня на кладбИще, где показал могилки своих сторчавшихся дружков детства. Только Вова на это все фонтанировал с высокой колокольни, у него в башмаке была спрятана доза, ему бы ее принять, а что дальше -- в такое будущее арень по причине своих затуманенных мозгов предпочитает не заглядывать.
В деревне их приняли хорошо, друг Игоря Юра согласился помочь избавить парня от тлетворного влияния белого порошка, но только вот под вечер к ним в гости заглянули волки. Бешеные, акакже.
Юру быстро употребляют в пищу, в связи с этим к дому приезжает местный служитель закона Абызов, который обнаруживает скованного Вову, но за взятку (акакже) соглашается закрыть на это глаза, читая проникновенный монолог о том, что у него брат тоже от этого загнулся, поэтому он все понимает, а деньги с отвращением, но все-таки возьмет.
Пока в деревне продолжается переполох, потому что волк был не один, Игорь хватает Володю в охапку, садиться на снегоход и едет к той самой заимке, не понимая, что, если бешеных волков уже несколько, то в лесу их должно быть еще больше.
Про взятку прознает егерь и, угрожая Абызову сдать его за получение взятки, приказывает ему ехать за Игорем и Володей, чтобы спасти последнего.
Так все четверо: Игорь, Володя, Абызов и егерь оказываются в небольшой избушке посреди леса, где обнаруживают искусанного и уже инфицированного охотника, доживающего последние часы.
А утром к ним приходит медведь. Конечно, тоже бешеный.
У меня вопрос чисто риторический. Почему у нас умудряются испоганить даже самую неплохую концепцию? Это же круто -- снять кино про сибирскую деревню, которую терроризирует стая бешеных волков. Это же покруче "Куджо" можно сваять.
Но сваяли только компьютерных волков и компьютерного же медведя, которые по графике будто вышли их 00-х. Не потрудились даже прочитать, как ведут себя бешеные животные, по мнению авторов фильма они, как зомби из "28 дней спустя" бегают толпами и нападают на все, что движется.
Снятие боли от ломок ибупрофеном тоже улыбнуло, а после проникновенного монолога Вовочки о том, с какого лешего он решил стать нариком, ибупрофен понадобился уже мне, так как я начала биться головой о стены и пол.
Мое мнение: весь фильм вытягивается только харизмой Евгения Ткачука, который и гопника, и безумного шута, и мента может сыграть так, что смотреть на него будет интересно. А так, даже залихваЦЦкое "каратэ" дедушки Серебрякова не помогло.
Вывод: лучше уж рехаб где-нибудь в Тайланде.
И, возвращаясь к теме Тургенева, я делаю два вывода:
- Лучше уж почитать старую классику, чем посмотреть вот это вот, что я описала выше.
- Никогда, слышите, никогда не набирайте в поисковике "Базаров мем", на вас хлынет столько картинок с фанфиков о запретной любви Базарова и Аркши Кирсанова, что вы стошните радугой прямо себе под ноженьки. Я вас предупреждала. Серьезно.