Открывать так открывать! В марафоне "Открой школьную Вселенную!" я решила читать автора, которого знала только по "Лягушке-путешественнице" и "Красному цветку". И это было 100% попадание в цель.
Каждый раз, читая классику, убеждаюсь - меняются только декорации, люди всё те же.
Два работника - две правды
Семён и Василий работают сторожами на железной дороге, на соседних участках.
Обязанности у них одинаковые, зарплата на одном уровне. Оба понимают, что принципиально лучшей вакансии сейчас не найдут. А отношение к работе очень разное.
Думаю, каждый среди своих коллег обнаружит минимум по одному Семёну и Василию:
Семён - человек долга. Он трудится на совесть и полностью несёт ответственность за вверенный ему участок. Тот факт, что зарплата низкая, никак на результате не сказывается.
Василий - борец за справедливость. Обязанности выполняет, но не более. За результат не переживает. Если есть дела поважнее - к высокому начальству сходить - может и на жену участок оставить, как-нибудь справится.
Зарплатой в 13,5 рублей он недоволен не столько потому, что это мало, сколько потому, что положено платить 15! Но и 15 его бы не устроило - ведь у начальника намного больше!
Ты пойми, не об полуторах там или трёх рублях разговор идёт. Хоть бы и все пятнадцать платили. Был я на станции в прошлом месяце; директор проезжал, так я его видел. Имел такую честь. Едет себе в отдельном вагоне; вышел на платформу, стоит, цепь золотую распустил по животу, щёки красные, будто налитые… Напился нашей крови. Эх, кабы сила да власть!.. Да не останусь я здесь долго; уйду, куда глаза глядят.
И ни к какому другому работодателю, конечно, не уйдет Василий - некуда идти, не стОит он сейчас дороже на рынке труда.
Правда, знакомо?)
Семён довольствуется малым. За помощь благодарен, но сам никогда ни у кого ничего не просит (сами предложат и сами всё дадут). Удары судьбы принимает смиренно - на всё воля Божья.
Василий не согласен:
— Не талан-судьба нас с тобою век заедает, а люди. Нету на свете зверя хищнее и злее человека.
Смирение Семёна ему глубоко противно:
Коли всякую скверность на бога взваливать, а самому сидеть да терпеть, так это, брат, не человеком быть, а скотом.
Что значит быть человеком, мы увидим по ходу рассказа.
Дойдя до отчаяния
Все попытки Василия добиться справедливости законным путём проваливаются и он решается на страшный поступок...
Дальше надо читать.
Только большой гуманист мог написать такой финал, как у Гаршина. Было ли это предупреждение или вера в то, что у Василия и Семёна больше общего, чем кажется на первый взгляд?
Рассказ написан в 1887 году. Интересно, оставил бы он такой финал 30 лет спустя?
Отзыв написан для марафона "Открой школьную Вселенную!", затеянного нашим квартетом: - "Аннушка и масло|книжки 📕", "Ветер в книгах", "Кот-книголюб" и "С книгой в обнимку".Читайте с нами! Все правила здесь.