Крестовины — это важные детали карданных шарниров, которые играют ключевую роль в обеспечении долговечности карданных передач. Они могут существенно отличаться по своей конструкции, качеству изготовления и, соответственно, цене, даже если относятся к одному и тому же типоразмеру.
Этот вопрос актуален для специалистов по ремонту карданных передач и владельцев автомобилей. При выборе крестовин важно учитывать не только стоимость, но и их качество изготовления..
Внешняя часть подшипника называется «стакан», а внутренняя — «шип крестовины». Для защиты игольчатого подшипника от влаги и загрязнений, а также сохранения смазки используются пыльник и манжет.
Шип крестовины упирается в дно стакана через упорный подшипник. В некоторых конструкциях крестовин он не предусмотрен.
Стаканы подшипников закрепляются в отверстиях фланцев и вилок разными способами. Это может быть сделано с помощью внутренних или внешних стопорных колец. Кроме того, для фиксации могут использоваться специальные прижимные крышки или планки.
В зависимости от возможности пополнения смазки в процессе эксплуатации карданные передачи крестовин можно разделить на два вида:
🔹 Обслуживаемые
🔹 Необслуживаемые
При производстве крестовин, не требующих технического обслуживания, подразумевается, что смазка закладывается в подшипники на весь период эксплуатации крестовины.
Обслуживаемые крестовины смазывают через пресс-масленки, которые расположены в центре крестовины или сбоку между шипами либо в стаканах подшипников. В отличие от необслуживаемых крестовин, они имеют более длительный срок службы.
Как можно определить качество крестовин?
Для этого есть несколько шагов:
🔹 Обработка металла
🔹 Размеры и форма стаканов
🔹 Качество уплотнения
🔵 Обработка и дефекты 🔵
Прежде всего, внимательно осмотрите подшипники. Если вы видите, что поверхность имеет пористую структуру, выглядит несимметрично или есть следы грубой механической обработки, например, заусенцы или забоины, а также дефекты уплотнения, это может быть признаком низкого качества продукции.
Чтобы оценить качество крестовин, можно обратиться к техническим требованиям, которые изложены в стандартах ГОСТ Р 52923–2008, ГОСТ 4657–82, ГОСТ 24310–80.
Прежде всего, внимательно осмотрите подшипники. Если поверхность имеет пористую структуру, выглядит несимметрично или есть следы грубой механической обработки, а также дефекты уплотнения, это может быть признаком низкокачественной продукции.
🔵 Размеры и форма стаканов 🔵
Один из важных параметров — это размеры и форма стаканов подшипников. Например, у крестовины диаметр стакана должен быть таким, чтобы подшипники надёжно и неподвижно сидели в отверстиях фланцев и вилок.
🔵 Качество уплотнения 🔵
Комбинированное уплотнение — это конструкция из двух элементов: кольца и манжеты. Кольцо обеспечивает торцевое уплотнение, а манжета — герметичность подшипника в радиальном направлении. Качество обработки поверхностей крестовин под манжету существенно влияет на надёжность уплотнительных узлов подшипников.
Неровности и шероховатости на поверхности крестовины приводят к быстрому износу уплотнительных элементов, что нарушает герметичность узла и вызывает преждевременный выход из строя карданного шарнира.
Немного о крестовине карданного вала MEGAPOWER
Крестовины карданных валов MEGAPOWER производятся на высокоточном оборудовании и цементируются на глубину 0,8-1,5 мм (до 2 мм у тяжелых машин). После закалки и отпуска (HRC 56-62) их рабочие поверхности тщательно обрабатываются, что позволяет избежать появления заусенцев, сколов и трещин.
В комплекте присутствуют стопорные кольца (где необходимо).