В рамках нашей семейной пешеходной экскурсии по Владимиру мы отправились от Дмитриевского к Успенскому собору XII века, стены которого расписал Андрей Рублёв, а в некрополе хранятся мощи великих князей русских. Он также как и Дмитровский собор является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Успенский собор — один из старейших русских храмов, святыня Православной Церкви, свидетель важнейших исторических событий, великокняжеский некрополь, хранилище уникальных древних росписей; единственный документально подтвержденный и точно датированный памятник, сохранивший фрески прославленного иконописца Андрея Рублёва. Так же во Владимирском Успенском соборе творил ещё один великий мастер живописи – Даниил Черный.
Уникальный памятник древнерусской истории и искусства представляет собой редчайшее сочетание архитектуры, настенных росписей, иконописи, декоративно-прикладного искусства XII — XIX веков.
Древнейший собор Владимира был построен в 1158 — 1160 годы князем Андреем Боголюбским. «Хощу бо сей град обновити митропольею, да будет сей град великое княжение и глава всем» . Это сооружение с самого начала задумывалось князем не просто как главный храм его княжества, но и как важнейший религиозный, культурный и политический центр Руси, который не зависел бы от киевской митрополии. Высокое назначение собора отразилось в дерзкой высоте — более тридцати двух метров, выше двадцатидевятиметровой киевской Софии. Отчасти Андрею Боголюбскому это удалось, и Успенский собор действительно какое-то время был одной из самых главных святынь Руси. Продолжалось это минимум до того момента, как Москва превратилась в один из значимых центров русских земель
В Успенском соборе венчались на великое княжение московские и владимирские князья вплоть до Ивана III (среди них Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Калита). Под сводами собора покоилась главная русская святыня — Владимирская икона богоматери, с потерей Владимиром своих позиций, икону эту перевезли в Москву.
В XV веке собор послужил итальянскому зодчему Фиораванти образцом для строительства Успенского собора Московского Кремля. Успенский собор сыграл большую роль на всей русской архитектуре. Можно сказать, что многие русские зодчие в течение следующих нескольких сотен лет черпали вдохновение именно в этом храме, старались сделать свои творения похожими на него. По ходу истории храм постигали разные несчастья, в основном вражеские разорения и пожары, отчего сегодня Успенский собор – это большой архитектурный ансамбль из построек, возведенных в самое разное время. Собор перестраивался, дополнялся, и уже давно потерял свой изначальный вид.
В соборе сохранился древнейший русский некрополь, в галереях храма были сделаны специальные ниши, в которых и устанавливались надгробия — более 40 захоронений владимирского великокняжеского рода и владимирских архиереев. Здесь покоятся князья Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, его сын Георгий Всеволодович. В соборе находится символическая гробница с частичкой мощей Александра Невского.
В 1408 году стены храма расписал великий мастер «умозрения в красках» Андрей Рублев, и нигде более нет его гениальной живописи на столь значительной площади — свыше 300 квадратных метров. Созданная им композиция «Страшный суд» полна не ужасным предчувствием адских мук, а созерцательным покоем и пасхальной радостью грядущего Воскресения.
В конце XIX века собор подвергся первой научной реставрации, и с тех пор изучение и реставрация храма практически не прекращаются. Сегодня Успенский собор — это и музей, и действующий храм.