Быть шудрой в Индии — это норма, так как большая часть населения относится именно к этой варне. Важно отметить, что в индийском обществе используются термины "варны", а не "касты". Внутри каждой варны существует множество джати (или каст). Кастовая система в Индии имеет многовековую историю и до сих пор оказывает значительное влияние.
Существует несколько теорий о происхождении шудр, самой низшей варны. Согласно духовным источникам, таким как веды, шудры произошли из стоп бога Брамы. Из головы возникли брахманы (священнослужители), из рук — кшатрии (воины), а из бедер — вайшьи (торговцы).
Учёные считают, что шудрами стали представители коренного населения Древней Индии, которых покорили арийцы, а также рабы.
Варно-кастовая система существует с примерно 1500 года до нашей эры. Она глубоко проникла в общество Индии, создавая прочные кастовые границы. Социальный статус шудры практически не изменяется на протяжении жизни, и даже на генетическом уровне наблюдаются различия между высшими варнами и шудрами. Эндогамные браки (внутри касты) поддерживали эти различия на протяжении веков.
Шудры считаются нечистыми, не имеют права изучать веды и проходить обряд посвящения — упанаяну, который делает представителей высших варн "дваждырожденными". Таким образом, шудры — это низшая варна, в которую входят слуги, землевладельцы, наемные рабочие, скотоводы и ремесленники. Это люди физического труда, зачастую бедные и необразованные. Чаще всего они обитают в трущобах.
Согласно религиозным источникам, варна отражает умственные качества человека, тогда как джати (каста) связана с физическими характеристиками, определяемыми при рождении. Каждой варне соответствует свой цвет: белый — брахманам, красный — кшатриям, желтый — вайшьям, черный — шудрам. Однако в Бхагавате говорится: «Если шудра обладает качествами брахмана, его следует считать брахманом. А если брахман проявляет качества шудры, его следует считать шудрой». В реальной жизни это, к сожалению, не работает. Варны существуют раздельно, и перейти в высшую можно лишь в следующей жизни.
Права шудр ограничены. Они не могут подавать еду или прикасаться к представителям высших каст. Большинство живет в бедности. Шудрам разрешено жениться на разведенных женщинах и есть мясо. В некоторых штатах Индии шудры, занимающиеся земледелием, могут быть богаче брахманов или вайшьев и иметь значительное политическое влияние.
Шудры выполняют работы, считающиеся грязными, но социально приемлемыми: это каменщики, ювелиры, ткачи, парикмахеры, кожевники, мусорщики, гончары, плотники, кузнецы, винокуры и музыканты. Представителей низшей касты можно узнать по цвету кожи (он темнее, чем у высших варн), росту, фамилии и общественному положению.
Характерные черты шудры:
- Вера в семейные ценности
- Приоритет безопасности и стабильности
- Подчинение начальству
- Коллективизм
- Подверженность общественному мнению
- Предпочтение простого труда творчеству
В Индии неприлично спрашивать, к какой варне и джати принадлежит человек. Чтобы избежать предвзятых оценок, многие представители низшей касты берут фамилию Кумар, которая не указывает на варну. Кастовое разделение особенно заметно в сельской местности, поэтому шудры часто переезжают в крупные города, находят офисную работу, где кастовый статус не имеет значения. Также шудры могут сменить религию; многие из них стали мусульманами или буддистами.
Благодаря Конституции, ситуация постепенно улучшается. Она гарантирует доступ к храмам и публичным местам для всех варн. Современные шудры имеют возможность бесплатно поступать в университеты и занимать административные должности. Однако, как и в древности, межкастовые браки остаются редкостью, и ежегодно в стране происходят около тысячи «убийств чести» на этой почве.