Когда я записываю детей на консультации или занятия, то всегда предварительно узнаю диагноз у их родителей. Почему я это делаю? Почему мне так важно узнать примерный фронт работ и область действия.
Я специалист, работающий в области клинической, медицинской логопедии. Моя основная задача заключается в выявлении патологий мышления и речи у пациентов. Мой фронт работ-выявления распада речевого мышления, и попытки восстановить данные нарушения.
Клиническую логопедию создавал А.Лурия. Данный ученый был одновременно неврологом и психиатром, поэтому созданная им наука вполне подходила как для неврологических, так и для психиатрических пациентов. Однако работал он в основном по взрослым, перенесшим травмы и патологии, приведшие к нарушению мыслительных функций. Многие из выявленных им нарушений можно четко увидеть и отследить и у детей. Присущи они сенсорной и моторной алалии, аутизму, дисфазии, детской афазии после травм и инфекционных поражений. Скажите, но и шизофрения, как нарушение так же можно отнести к группе прогрессирующих патологий, затрагивающих процесс обработки и восприятия информации. И это умозаключение будет верным, но есть одно важное «но». Сам момент возникновения данных нарушений логического мышления и речи.
Давайте сегодня рассмотрим, как возникают данные патологии у детей этой группы. Начнем с того, что сама по себе шизофрения диагноз достаточно страшный, и влекущий большие последствия. Ни одному ребенку сходу ни один врач его не выставит. Чтобы поставить такой сложный диагноз необходимо длительное наблюдение в стационаре. Чаще всего в стационар больные попадают уже с ярко выраженным приступом болезни. До этого, особенно в детстве, больные проявляют странности и получают шизоидный тип личности в диагноз. Совершенно не обязательно, что шизоидный тип личности когда-нибудь даст полноценный шизофренический приступ, с ним можно прожить всю жизнь и просто отличаться некоторыми странностями. Однако для специалистов в системе диагностики и работы шизоидный тип личности всё-таки приравнен к вялотекущей шизофрении, и методики работы с ним применяются аналогичные.
А теперь давайте рассмотрим почему дети с шизоидным типом личности имеют отставания и неуспеваемость в учебе. Шизофрения сама по себе до конца неизученный диагноз, в него входит множество форм. Но все же есть общие черты. Еще до начала распада процессов мышления при заболеваниях шизофренического спектра начинает происходить нарушения в работе так называемого "секретаря" головного мозга. Считается, что у каждого человека есть особый механизм фильтрующий мысленный поток. Ежеминутно в голове у нас рождается множество мыслей и догадок, но большинство абсурдных и нелепых этот механизм отфильтровывает, даже не выводя в поле нашего мысленного обсуждения. При шизоидном спектре данный механизм ломается. Критика падает, так человек начинает верить в не совсем адекватные теории, идеи и суждения. Чем больше прогрессирует заболевание, тем более абсурдными и нелепыми становятся данные идеи, а убежденность в них более стойкой и уверенной.
Интеллект любого человека состоит из двух частей: интеллектуальная- логическая часть, и психоэмоциональный-чувственная часть. При старте детских патологий данного спектра первым происходит распад именно психо-эмоциональной части. Именно она вызывает апатию, не желание воспринимать информацию, сложности с усвоением программы. Родители таких детей часто ссылаются на рассеянность, нарушение контроля внимания. И это верное наблюдение. Избыточный поток неотфильтрованных "секретарем" мыслей создают путаницу в голове и сложности с концентрацией. Порой выбрать какое-то умозаключение из представленного мозгом списка для ребенка становится практически невозможно. В грубых формах больные просто теряют способность к умственной деятельности и работе. Позднее при расцвете полноценной шизофрении к психическим отклонениям и нарушениям критики добавятся и патологии логического мышления. Нарушится речь и ее понимание. Появятся сложность в контроле и отслеживании мысли, возникнет шизафазия- поток бредового речевого сознания. Но все это будет позже. За всю мою практику я не встречала детей до 18 лет с патологией, достигшей масштабов распада логического мышления.
Конечно, каждый родитель хочет помочь своему ребенку, и никто не хочет верить в тяжелую, возможно прогрессирующую психическую патологию. Поэтому многие предпочитают в вопросе коррекции обратиться не к клиническому психологу или психиатру, а именно к логопеду, работающему в области мышления. Вот только это немного опережающий событие момент. У данной группы детей куда более важной можно считать работу именно по налаживанию обменных процессов головного мозга. А помочь в этом может только врач имеющий право выписывать медикаменты.
В данный момент я плотно работаю именно с распадом логического мышления. Отвечающим за патологии речи, понимания речи, формирования фразы и мысли. Ликвидации задержек психического развития и умственной отсталости. Имея в дополнение к клинической логопедии диплом психолога-педагога, я прекрасно представляю систему расстройства шизофренического спектра у детей, но считаю, что на раннем этапе моя помощь таким детям не требуется. Просто потому что нет у этих детей никаких интеллектуальных проблем. Логический интеллект у них в норме. Речь они понимают, текст читают и слышат, последовательность действий в задаче выстроить могут. Считать и писать умеют, пословицу объяснят. Смысл простого текста поймут, вот только выводы по этому тексту и его идее у них будут несколько своеобразные и весьма далекие от предполагаемого оригинала суждения свойственного простому обывателю. Однако подавать их они будут весьма слаженным языком, формируя объемные сложные, развернутые, вполне складные по своей сути мысленные обороты. Могут ли эти дети учиться хорошо? Мешает им не недостаток логических возможностей, а недостаток воли, часто они не имеют должного желания, порыва, потребности. Винить и обвинять их в этом глупо, просто данный вид заболевания на раннем этапе проявляется именно в такой форме.
При расстройствах шизоидного спектра у детей должны работать врачи другой группы, более приближенные к психиатрии и ее манифестации. Позднее при неблагоприятном течении болезни, у таких детей появятся разнообразные виды агнозий и апраксии, щедро сдобренные прочими патологиями расстройства критического мышления. Вот тогда появятся те самые патологии логики самой фразы, понимания услышанного, произнесения. Скажу честно собрать больного с настоящей полноценной шизофренией, приведшей к возникновению полноценных психических приступов с госпитализацией и дошедших до распада мышления крайне тяжело. Самое тяжелое здесь прогрессирующее течение самого заболевания, сводящее на нет все старания специалиста.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.