Найти тему

Откуда берутся «диванные критики»: разбираем психологию негатива

Вспомните, какие эмоции вы испытывали, когда в последний раз получали в свой адрес неконструктивную критику. Скорее всего, внутри поднималась волна чего-то очень неприятного, но разум уговаривал не поддаваться нахлынувшим чувствам. И тем не менее вы переживали.

Человек ― социальное существо. Нормально, что нас волнует общественное мнение. Для людей важно принадлежать к группе: в древние времена при провинностях самым страшным наказанием было изгнание из племени. В одиночку человек умирал либо от голода, либо от нападения диких зверей.

Когда тебя отвергают ― это всегда больно. С появлением интернета ситуация усугубилась тем, что люди выливают негатив в виртуальное пространство.

Почему это происходит? Если обратимся к юнгианской психологии (не пугайтесь, сейчас все объясним), наша психика состоит из двух частей: Персона и Тень. Персона отвечает за сознание, Тень ― за бессознательное. Тень хранит все значимые для человека чувства и желания, которые он не может принять, но и не может отказаться от них. Нечто похожее на воображаемый балкон, куда отправляют все, что использовать нельзя, но жалко выкидывать.

Например, целеустремленный и предприимчивый человек не может реализовать себя на работе, поскольку еще в детстве ему говорили, что зарабатывать деньги и быть богатым человеком — нескромно, порядочные люди ведут аскетичный образ жизни. Так идея начать свой бизнес или развиваться по карьерной лестнице отправляется на этот самый балкон.

Нереализованные чувства тоже копятся в Тени, что порой ведет к проявлению агрессии. Когда человек не может выразить ее вовне в моменте, запирает в себе. Но если все время копить злость, когда-нибудь она выльется наружу бурным потоком. Так появляются «диванные критики»: на вид счастливые «мамочки двух ангелочков», а в интернете ― жесткие хейтеры, которые не щадят никого в комментариях к видео и постам. Получается, что негатив ― яркое проявление теневой части нашей психики.

Но почему негатив вызывает такой интерес, даже когда не хочешь вовлекаться? Обсуждаем в новом выпуске подкаста, где на этот вопрос ответила аналитический психолог Ольга Макарова. Также она объяснила, без чего никогда не построить личный бренд, чем негатив опасен и полезен и как создать вокруг себя безопасное информационное окружение.