Беседа 8.
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ
Из небольшого исторического экскурса, данного в беседе №1, мы узнали, что великие мастера прошлого, создавая свои боевые системы: Фунакоси Гитин – каратэ-до, Дзигоро Кано – дзюдо, Морихэй Уэсиба – айкидо, строго следовали религиозным и философским канонам древних воинских искусств – на основе постижения техники борьбы воспитывать человека высоких моральных и нравственных качеств. Слог «До» - «Путь», присутствующий в названиях этих видов борьбы, указывает на способ самосовершенствования и призывает через усилия каждого ученика достичь гармонии общества в целом. Там же отмечались те моральные и нравственные качества, которые привнесли в систему обучения воинов древние религии и учения, а именно искренность, скромность, уважение к старшим, верность, то есть те моральные качества, без которых человеку невозможно ощущать себя гармоничной частью природы, а также строгие требования морально-этического характера, предъявляемые древним ученикам.
Вашего собеседника в течение многолетней учебно-тренировочной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста постоянно заботила мысль о возможности и целесообразности использования определенных педагогических методов и средств для творческой передачи традиций древ-них воинских искусств в тренировочный процесс с целью формирования лич-ности ребенка и воспитания в нем определенных моральных и нравственных качеств. Но возможно ли это сделать в нужном объеме и с требуемым каче-ством в современных условиях? В конце концов древние традиции, оторван-ные от национальной почвы, могут просто не прижиться в новой социальной среде. И что для решения этой задачи есть у современного тренера?
А хотите, дорогие родители, расскажу, как эту задачу решали древние наставники? Возможно, основываясь на опыте древних, мы с вами сможем совместными усилиями достичь желаемой цели? В конце концов, мы же союзники в деле воспитания ваших же детей. Тогда слушайте.
Являясь по внешним атрибутам орудием агрессии и разрушения, боевые искусства на начальном этапе своего развития служили целям созидания, формирования личности человека, совершенствования его физических, психических и нравственных качеств. Правда, методы, которыми достигались эти цели, были не совсем гуманны, если не сказать жестоки. Обучение в традиционных японских школах боевых искусств (первые сведения о них датируются XIV веком), где ученики не только тренировались, но и жили вплоть до окончания школы, становилось для новичков в первые месяцы, а то и годы, в буквальном смысле школой выживания. И сам наставник школы, и старшие ученики всячески издевались над ними, заставляли делать самую черную хозяйственную работу, били за малейшие просчеты, будили ночью, выгоняли на мороз, всеми способами показывая им насколько ничтожны они в своем нынешнем положении. Между тем, все это входило в методику обучения и преследовало две цели.
Во-первых, наставнику необходимо было понять человеческую сущность каждого ученика, оценить его стойкость, силу воли, упорство, душевные качества, желание во что бы то ни стало постичь «Путь».
Во-вторых, начальный этап должен был преобразить личность ученика и подготовить его к восприятию обучения по методике школы. А для этого все ранее нажитые привычки, знания, умения должны были быть забыты, а сам ученик должен был превратиться в этакую абсолютно чистую и пустую емкость для наполнения знаниями. Прошедшие испытания начального этапа обучения ученики, становились полноправными членами школы, а наставник начинал
проявлять поистине отеческую заботу о них, являясь не только тренером по
боевым искусствам, но также и воспитателем в духовном и моральном плане. Сам процесс обучения превращался в процесс комплексного развития личности ученика с достижением, в конечном счете, требуемого уровня психофизического совершенства, технического мастерства и моральных качеств.
Прослушав этот небольшой исторический экскурс, отдали бы вы, дорогие родители, в такую школу своего, современного ребенка?
– Конечно, нет, последовал бы быстрый и категорический ответ, – все-таки, мы хотим воспитать не средневекового воина, а умного, воспитанного, именно современного человека.
Ну, что ж, наверное, это правильно, тем более, что такой практики в России не было и нет, хотя в Японии встречается до сих пор.
Ваш ребенок, безусловно, дитя своего века, к которому со всех сторон поступает информация, с экранов телевизоров, из книг, комиксов и компьютеров. Эта информация практически ничем и никем не фильтруется и остается в сознании ребенка такой, какой она преподносится. Волей не волей, он впитывает в себя сведения по всем аспектам современной жизни. А информация эта может быть разного качества. Здесь и достоверные, тщательно подобранные и проанализированные факты, здесь и откровенная ложь, подтасовка фактов и желтая пресса. Здесь и талантливые, заставляющие думать и переживать, произведения искусства, здесь и дешевые боевики, комиксы и прочая халтура. Ничего удивительного нет в том, что к моменту начала занятиями боевыми единоборствами у ребенка уже может сложиться определенный стереотип и в отношении боевых искусств. Скорее всего, видя современные мультфильмы, комиксы, видеоигры, посвященные этой теме, он видит и ценит в них лишь боевую составляющую, а это неотвратимо грозит насаждением в его сознании культа насилия и жестокости, вынуждает его ассоциировать боевые иcкусства исключительно с драками, смертельными схватками, кровавыми поединками и прочими жесткими противостояниями
А ну-ка, давайте вспомним, дорогие родители, с какой основной мыслью, настроением, а, главное, целью, вы шли записывать своего ребенка в секцию боевых искусств. Ваш собеседник в течение многих лет выборочно задавал этот вопрос многим из вас, прекрасно понимая, что ожидать от четырех-шестилетнего ребенка самостоятельного искреннего желания заниматься именно айкидо, а, тем более, следовать традициям, философии и принципам этого вида боевых искусств, не следует. Мало того, сами родители в подавляющем большинстве случаев слабо ориентировались в пространстве, называемом миром боевых искусств, и в качестве причин выбора именно айкидо для своего ребенка называли близость к дому тренировочного зала, хорошую рекламу клуба и, в лучшем случае, скудные отрывочные сведения о самом айкидо. А на вопрос, почему, все же, боевые искусства, давали самые разнообразные ответы, к примеру, такие:
- научить ребенка защищаться, постоять за себя;
- развить его физические качества;
- улучшить /поддержать его здоровье;
- расширить круг его интересов, найти для него новых друзей,
вплоть до:
- хоть на час-другой отдать его в хорошие руки, а самой на это время
освободиться.
Задавал ваш собеседник вопросы и детям, зачем они пришли в секцию айкидо? Конечно, большинство из них пугались или стеснялись, но наиболее продвинутые бодро отвечали:
- Я хочу быть сильным;
- Я хочу научиться драться;
- Я хочу научиться защищать себя, папу, маму и своих друзей.
Что ж, похвально, но выполнив эту часть пожеланий и намерений родителей и детей, мы ни на шаг не продвинемся в реализации другой важной задачи – воспитания достойного человека, обладающего высокими моральными и нравственными качествами. Вспоминая замечательные слова Михаила
Ингерлейба, мы сделаем детей «сильнее», а как сделать их «лучше»? Как наиболее рационально и творчески использовать многовековой опыт обучения боевым искусствам с точки зрения воспитания моральных качеств ученика, и адаптировать его к современным условиям?
В этом вопросе, по мнению вашего собеседника, следует опираться на два основных понятия в практике обучения японским боевым искусствам: учитель и ритуал. Эти понятия имеют такую же многовековую историю, как и сами боевые искусства. Напомним вам, дорогие родители, что эти понятия были позаимствованы из древнекитайского учения конфуцианства, которое связало понятие ритуала с этическими нормами, ввело иерархическую систему взаимоотношений между участниками обучения и вывело на передний план основную фигуру этого процесса – учителя, наставника, как главного хранителя и проводника духовного и технического наследия прошлых поколений.
Понятие «учитель», а, если брать шире, «учитель – ученик» и в наши дни является основным, причем не только в мире боевых искусств, но также и во многих сферах человеческой деятельности, но, пожалуй, нигде так, как в боевых искусствах, не проявилась глубинная суть этого понятия, имеющего глубокие исторические корни, сформировавшегося на пересечении многих человеческих, философских и религиозных воззрений, так ярко и полно проявившего себя в практике передачи знаний, опыта и традиций, а также воспитания и формирования личности. Однако с течением времени и это, казалось бы, незыблемое понятие постепенно трансформировалось и в современном мире уже длительное время представляет собой не совсем то, что представляло во времена зарождения и развития боевых искусств.
В те времена понятие «учитель – ученик» выходило далеко за пределы обычных педагогических взаимоотношений и скорее напоминало отношения строгого отца и послушного сына, что полностью соответствовало патриархальной концепции восточной семьи, в которой сын полностью подчинялся своему отцу. Учитель являлся для ученика и тренером, и духовником, и моральным наставником, и был безусловным примером для подражания во всех жизненных ситуациях. Авторитет учителя был непререкаем и все его действия не подлежали обсуждению, а тем более сомнению. Учитель указывал путь, по которому ученик мог лишь следовать за ним. При этом ученику не дозволялось ни на йоту отступать от наставлений учителя: он мог воспроизводить, но не имел права улучшать. Поэтому не удивительно, что по мере роста ученика, учитель все более скупо делился с ним своим мастерством или пытался показать недостижимость вершин своего искусства, уводя его в глазах ученика в область мистических традиций. Но, несмотря на это, учитель строго и неуклонно вел своих учеников к главной цели – сформировать на основе непрерывного физического, духовного и нравственного совершенствования личность образцового гражданина.
В современных системах обучения боевым искусствам такая глобальная задача перед учителем, безусловно, не ставится, да и вряд ли она может быть решена в полном объеме, тем более в тех условиях, в которых работают современные учители, а на нынешний лад, тренеры или инструкторы. Как уже
было отмечено, современные ученики, в основной своей массе, видятся со своим инструктором, в лучшем случае, несколько раз в неделю на тренировках, длящихся час-полтора. Соответственно и регламент тренировок составляется, в основном, так, чтобы максимально использовать отведенное, и, как правило, арендованное, время для обучения учеников собственно технике боевых единоборств. Все остальное - вскользь, намеками, походя. А это «остальное» как раз и содержит в себе ту духовно-нравственную составляющую боевых искусств, развитию которой в своих учениках так много сил и времени уделяли учители в традиционных школах. Надо сказать, что и сама боевая техника передавалась от учителя к ученику через определенные устоявшиеся нормы их взаимоотношений, которые служили связующими звеньями всех элементов занятий. Вместе с тем, они же являлись неотъемлемой частью общей этики взаимоотношений, установленных в практике обучения боевым искусствам. Этические правила и предписания проявлялись в виде ритуала, раз и навсегда установленного на основе многовековых традиций и менталитета японского народа. В соответствии с ритуалом осуществлялся прием в школу, начинались и заканчивались занятия, принимались экзамены, присуждались новые степени, проводились соревнования и награждались победители. Ритуал регламентировал все стороны жизни участников обучения, наполняя особым смыслом их отношение к символике, реликвиям, форме одежды, учебному оружию, месту проведения занятий, вырабатывая в учениках высокие моральные качества, соответствующие духовно-религиозным этическим нормам. Задачей более высокого уровня в дальнейшем становилась задача перенесения манер, полученных учеником в ходе обучения, в жизнь. Несмотря на кажущуюся формальность, ритуал как хранитель и проводник нравственных законов боевых искусств, показал и продолжает показывать свою жизненную необходимость, препятствуя сведению этих искусств лишь к методам насилия.
Продолжение следует.