Как обычно, начнём с того, что главное — не паниковать! Дошкольный и младший школьный возраст характеризуется развитием эмоциональной сферы ребёнка, а это значит, что дети часто бывают лабильны, неустойчивы и возбудимы. Для многих детей в этом возрасте свойственны бурные эмоциональные реакции и спонтанные всплески раздражительности. Такое может случаться даже у вполне доброжелательных и воспитанных детей. Важно разобраться в причинах и не усугубить ситуацию своей реакцией.
1. Правильно реагируем
⁃ максимально спокойно разнимаем драку, не повышая голос и не обвиняя ни одного из детей;
⁃ если были нанесены повреждения — оказываем помощь всем пострадавшим до выяснения причин, кто был неправ и почему;
⁃ когда разняли и успокоили, если есть такая возможность, выслушиваем обе стороны;
⁃ если понимаете, что неправ был ваш ребёнок (полностью или частично), приносите извинения от себя лично за поведение своего ребёнка перед пострадавшим и, при необходимости, узнаёте контакты родителя пострадавшей стороны, улаживаете конфликт на данном уровне;
⁃ если неправ был чужой ребёнок, будет лучше сразу включить в коммуникацию его родителей и донести им информацию о случившемся;
⁃ разговор с собственным ребёнком, с разбором его поведения, ошибок и их последствий, лучше провести после улаживания всех социальных формальностей, в спокойной обстановке, располагая достаточным временем.
2. Разбираемся, почему ребёнок дерётся и/или отбирает вещи у других
Для этого отвечаем себе на вопросы (иногда прибегая к помощи ребёнка):
⁃ Как часто происходят такие инциденты?
⁃ Когда они стали происходить?
⁃ С кем это происходит (с разными детьми или одним и тем же ребёнком)?
⁃ Что обычно предшествует?
⁃ Как реагирует на это сам ребёнок (признаёт или отрицает свою вину, раскаивается, огорчается, дерзит)?
⁃ Есть ли какие-то другие нарушения поведения (ложь, кражи, сквернословие)?
В зависимости от этих ответов, вы, скорее всего, сможете понять, дело ли в конфликте с конкретным ребёнком и нужно ли выяснять, что между ними произошло, или же ребёнок находится в кризисной, стрессовой ситуации, что вызывает соответствующую поведенческую реакцию.
Если ситуация повторяется и вы видите также другие негативные поведенческие реакции — лучше обратиться за помощью к детскому психологу. Ведь в детском возрасте мозг пластичен, и изменить поведенческие модели гораздо проще, чем во взрослом.
Не упускайте время, и пусть детство будет радостным!