Слышали про ошибку выжившего?
Да, да, ту самую, когда англичане пытались определить самые важные части военных самолётов, которые необходимо бронировать в первую очередь. Они изучили более 700 самолётов и определили те места, куда чаще всего попадали немецкие снаряды. Именно их и было решено защищать.
И только один учёный сказал, что именно эти места как раз и не надо защищать, раз самолёт вернулся. Получается, что эти пробоины были некритичные, а при попадании во все остальные места самолёт не возвращался.
Стопппп!
Но как это связано с ремеслом и заработком?
Да очень просто!
Знаете, как многие приходят к заработку своими руками? Видят опыт знакомых, соседей или просто побывали на ярмарках. Увидели счастливые лица мастеров, подсмотрели сколько они зарабатывают, какие "котлеты" денег держат в руках и думают:
- Да я тоже так смогу! Тут ничего сложного!
Правда потом выясняется, что сложности-то есть, но не в этом суть. Просто многие новички совершают ту самую "ошибку выжившего": они начинают делать то же самое, что делают остальные в надежде, что и по его улице пройдёт инкассатор. Например, увидела девушка, как стоят мастерицы с мылом ручной работы, удивилась сколько у них денег и решила тоже заняться мылом. И потом на ярмарке стоит 15 человек мыловаров, 8 с разделочными досками, 15 керамистов, 10 эпоксидчиков да ещё 30 с бижутерией...
И удивляются... а что так мало покупают???
Ещё бы!
На днях к нам в мастерскую пришёл парень и спрашивает:
-Я тут в ВК увидел курсы по коже. Обещают в месяц от 100 тысяч. Как думаете получится?
- Нет!
- Почему?
- Да потому, что этих мастеров уже на каждом углу и многие начинают зарабатывать не на продаже изделий, а на продаже обучающих курсов!
Как только мастер выпускает курс "Заработок на таком-то ремесле" это повод задуматься о том, что у него самого с заказами не всё хорошо и есть свободное время на создание курса. Скажем за себя: наша мастерская "Стеклянная сказка" ни разу в жизни не задумалась о создании обучающего курса просто потому, что НЕТ ВРЕМЕНИ! Всё в заказах, клиентах, мастер-классах, экскурсиях.
Поэтому сегодня пойдёт речь о тех ремёслах, которые в России ещё очень и очень малораспространены и спрос на эти изделия запредельный.
Поехали?
1. Металлический садовый декор. Садовый декор из металла, проволоки, лазерной резки за последние 2-3 года приобрёл огромную популярность, но мастеров в этой сфере можно пересчитать по пальцам: Вера Седова, Марина Карпова, Варвара и Алексей Астаховы, Евгения Лесовских, плюс несколько фирм вроде той же самой ЛагоВерде, но там больше малые архитектурные формы.
Обычный садовый стик стоит от 3,5 тысяч, большой дизайнерский шар из полосок металла (штрипс) и катанки 6 мм., окрашенный чёрной краской может стоить 70-96 тысяч, одуванчики из проволоки до 300 тысяч.
Я понимаю, что некоторые Фомы Неверующие скажут:
- Да откуда такие цены? Тут материала максимум на 10. Кто это берёт?
Да, берут! И материала тысяч на 15-20 максимум, даже меньше. Но ведь берут! В частные сады, парки, сады, скверы, коллекционеры, муниципалы, фирмы, банки... спрос огромен, мастеров мало.
2. Освещение и в целом дизайн света. За два года небольшая фирма из Краснодара, состоящая из 2-х человек, выросла до огромного предприятия с заводом и несколькими филиалами. Мастерица-одиночка занявшаяся дизайном света и стеклом смогла открыть шоу-рум в Москве.
И всё это только потому, что 2 года назад нам помахали рукой именитые дизайнерские фирмы, которые привозили из Европы материалы и готовые конструкции для освещения частных домов, домовладений, коттеджей, парков, общественных пространств, кафе, ресторанов.
В моём родном Магнитогорске два парня занялись дизайном для ресторанов и кафе (в том числе световым). Все крутили у виска и говорили:
- Не занимайтесь чепухой!
Они назло всем назвали свою фирму "Чепуха".
Ну и что?
Она живёт и процветает, почти все предприятия общепита имеют дизайн баров, зоны ресепшен, светильников от этой фирмы. Предложите им пойти на завод на зарплату в 150... вам рассмеются в лицо.
3. Интерьерные панно из металла, стекла и других материалов. Не знаю почему, но многие владельцы станков лазерной резки металла зациклены на мелких заказиках типа подставок, салфетниц, ключниц, мангалов. Лично я подсказал одному знакомому:
- Сделай панно из разного металла на стену. Что-то в современном дизайне, чтобы подошло к любому интерьеру.
Он сделал, выставил на продажу в соцсетях.
Не провисело и 1 дня - купили.
То же самое было у нашей мастерской, жена встретила мою идею сделать что-то глобальное в штыки:
- Да разве купят за такую цену?
- Давай так, ты делаешь, выставляем на продажу, если никто не покупает я покупаю её у тебя за свои деньги.
Панно провисело на продаже 3 дня. Всё, его забрали. И почти сразу же заказали такое же из другого конца России. Дефицит сегодня красивых вещей для интерьера, поэтому заказчики готовы платить очень хорошие деньги за такие вещи.
4. Керамика (изразцы, майолика). Керамикой сегодня занимаются все, кому не лень и кто не боится грязных рук. После пары мастер-классов и первой получившейся тарелки многие мнят себя мастерами и открывают студию тоже начиная учить других.
Из-за этого дизайнерские серии в авторских стилях "Криво-косо" и "Коряво-Дыряво" массово заполонили ярмарки и фестивали ручной работы. В среднем только 1 из 10 современных керамистов является настоящим мастером, за которого не стыдно, однако им очень легко потеряться в вале низкокачественных поделий.
Но есть сфера, которая требует очень большого багажа знаний, умений, навыков, но и оплачивается она по высшему разряду - изразцы ручной работы для печей, каминов, фартуков.
Это могут быть обычные крашеные плитки в цвет, который требуется заказчику, могут быть сборные авторские панно или просто плитки в одном дизайне. Очень популярны плитки в псевдорусском стиле.
Посудите сами, есть смысл стоять на ярмарке и ждать, что из толпы керамистов у тебя купят 5-10 чашек, мисок, когда можно сделать серию изразцов и получить за неё 90 тысяч. Панно из 12-20 плиток спокойно продаётся за 50 тысяч.
Если же делать плитку на всю печь или кухонную зону, то сумма заказа может составлять 1,5 миллиона рублей.
Сколько нужно продать чашек, чтобы получить такую же прибыль? Этот вопрос стоял перед двумя девушками из Екатеринбурга несколько лет назад и они его решили в пользу совсем не чашек.
Сегодня их небольшая фирма продаёт плитку ручной работы по всей России и даже за рубеж несмотря на санкции и трудности с оплатой. Очередность заказов расписана на 1 год и люди готовы ждать!
5. Заготовки. Да, именно так - заготовки! Считается, что если занимаешься ремеслом, имеешь пар оборудования, то выпускаешь какую-то продукцию для людей, конечных пользователей. Чаще всего мастера продают её на ярмарках и фестивалях. И сидят стройными рядами владельцы станков лазерной резки, ЧПУ-фрезеров с практически одинаковой продукцией. У всех наборы собери-сам, ножи-керамбиты, брелки для автолюителей, значки... скучно.
Но можно пойти другим путём: посмотреть, что требуется не людям, а другим мастерам и работать на них. Для мозаичистов можно резать формы для мозаики, которые потом используются на мастер-классах, для тех кто делает авторские панно - вырезать основы из МДФ, для часовщиков - основы для часов...
Да, с творчеством тут не особо, зато поток заказов очень плотный и очень даже не разовый. Например, только наша мастерская закупает формы для мозаики уникального дизайна у одного и того же мастера примерно на 30 тысяч рублей ежемесячно. Работа на других мастеров - одна из самых прибыльных сфер ручной работы: это, как правило, всегда большой опт.
Вот, наверное, и всё, что я хотел сказать сегодня. Не призываю сразу бросаться в одну из перечисленных сфер. Просто нужно посмотреть внимательно, что продаётся на ярмарках, фестивалях и подумать, а чем я буду отличаться от себе подобных мастеров. Как добиться уникальности и узнаваемости!