Автор С. А. Ножка — воспитатель МКДОУ д/с № 1 «Ласточка», г. Зеленодольск, Республика Татарстан
Считается, что высшие психические функции (ВПФ) своим появлением обязаны натуральным психическим функциям. Каждый психический процесс происходит на двух уровнях — «натуральном» и «высшем».
Понятие высших психических функций характеризует специфические процессы, происходящие с человеческой психикой. К ним относятся речь, мышление, память, восприятие. Впервые понятие ВПФ было определено в середине XIX века Вильгельмом Максимилианом Вундтом, немецким врачом, специалистом по человеческой физиологии и экспериментальной психологии.
В России основателем теории о высших психических функциях считается психолог Лев Семенович Выгодский. Его последователями в этом направлении стали исследователи: нейропсихолог Лурия А. Р., психологи Леонтьев А. Н., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. и Гальперин П. Я., именуемые «кругом Выгодского». Эти исследователи дали более широкое объяснение понятию ВПФ.
Основными признаками высших психических функций считаются:
• социальность;
• опосредованность;
• произвольный характер;
• системность.
Существуют два фактора, влияющих непосредственно на развитие ВПФ: биологический; социальный.
Биологический фактор объясняется тем, что для осуществления человеком психической деятельности необходим мозг, который имеет наибольшую пластичность. Биологическим развитием человека определяется только условие для формирования его культурного развития. Характерной особенностью процесса является то, что структура его задается извне.
Изначально каждая высшая функция психики есть форма взаимодействия между людьми. Так объясняется интерпсихический процесс общения. На этом этапе организации понятию высших психических функций соответствует развернутая форма предметной деятельности, которая основана на простых моторных и сенсорных процессах. В результате внешний психический процесс становится внутренним, умственные действия автоматизируются.
Высшие психические функции — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. Высшие психические функции: логическая память, целенаправленное мышление, творческое воображение, произвольные действия, речь, письмо, счет, движения, перцептивные процессы (процессы восприятия). Важнейшей характеристикой ВПФ является их опосредствованность различными «психологическими орудиями» — знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредование ВПФ представляет собой наиболее универсальный способ их формирования.
Поэтому вопрос о формировании высших психических функций у детей с нарушениями речи достаточно актуален. Это связано с тем, что чем больше выражено недоразвитие речи, тем более значительны отклонения в развитии других психических функций.
Успешное обучение детей с патологиями в нервно-психическом развитии, их адаптация в школе и социуме зависят от раннего выявления нарушений в познавательной деятельности. Развитие речи взаимосвязано со становлением психики, интеллекта, сенсорных функций и моторики.
Все психические процессы у детей — внимание, воображение, память, мышление — развиваются при обязательном участии речи. У детей с нарушениями речи при отсутствии нужных коррекционных мероприятий возможно замедление интеллектуального развития. При наличии у ребенка дефекта речи нарушаются коммуникации с окружающими, круг представлений в связи с этим значительно сужается, темпы развития мышления замедляются.
Нарушения речевой деятельности приводят к задержанному развитию высших психических функций. Это отражается на продуктивности мыслительных операций и на развитии познавательной деятельности. Кроме того, речевое нарушение накладывает отпечаток на формирование личности ребенка. Это все тормозит становление его игровой деятельности, имеющей, как и в норме, ведущее значение в развитии общего психического состояния, и затрудняет переход к более организованному учебному процессу.
Упражнения, для развития ВПФ у детей с нарушениями речи
«Яйцо»
Ребенок, сидя на полу, подтягивает колени к животу, обхватывает их руками, голову прячет в колени. Воспитатель садится сзади, обхватывает его руками и ногами, изображая скорлупу. Ребенок должен представить себя цыпленком и «вылупиться из яйца».
«Велосипед»
И. п. — лежа на спине.
Имитировать ногами кручение педалей велосипеда, поочередно касаясь локтем одного и другого колена.
Дыхательное упражнение «Задержи дыхание»
И. п. — лежа на спине.
Вдох — задержать дыхание, пауза; выдох — задержать дыхание, пауза.
При выполнении дыхательных упражнений эффективно подключать образное мышление. Например, можно представить желтый или оранжевый шарик в животе, надувающийся и сдувающийся в ритме дыхания. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
Также можно вокализировать, пропевать на выдохе отдельные звуки.
«Звезда»
И. п. — лежа на спине.
Слегка развести руки и ноги — изобразить «звезду». Потянуться одновременно двумя руками и ногами, затем одновременно растягивать сначала правую руку и левую ногу, а потом левую руку и правую ногу (линейные растяжки). Спина при этом не напрягается и не выгибается.
Повторить упражнение лежа на животе.
«Огонь и лед»
И. п. — лежа на полу.
По команде «Огонь» начать интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «Лёд!» замереть в последней позе, максимально напрягая всё тело. Команды повторяются несколько раз, произвольно меняется время выполнения этапов упражнения.
«Чем-то мы похожи»
Дети сидят в кругу. Воспитатель приглашает в круг одного из детей, у которого находит какое-либо реальное или воображаемое сходство с собой. Например: «Оля, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли и т. д.)». Ребенок выходит в круг и приглашает кого-то из детей, называя новое общее качество. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся вместе.
«Носик»
И. п. — лежа на спине.
Закрыть правую ноздрю большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх. Через левую ноздрю сделать несколько вдохов-выдохов. Закрыть левую ноздрю мизинцем правой руки. Через правую ноздрю сделать несколько вдохов-выдохов. Дышать медленно, глубоко. Дыхание через левую ноздрю активизирует работу левого полушария, отвечающего за решение рациональных задач.
Упражнение на согласованность движений
И. п. — сидя на полу.
Этап 1. Руки положить на колени. Попеременно ударять правой рукой по правому колену, левой — по левому. Одновременно с ударом выполнять движение глаз в одну, затем — в противоположную от руки сторону.
Усложнение: упражнение выполнять с плотно сжатыми челюстями.
Этап 2. Перекрещенные руки положить на колени. Попеременно ударять правой рукой по левому колену, левой — по правому. Одновременно с ударом выполнять движение глаз в одну сторону, а затем — в противоположную от руки сторону. Рот максимально открыт, язык спрятан.
Усложнение: выполнять согласованные движения рук, глаз и языка: руки двигаются в последовательности, описанной выше, глаза — сначала в ту же сторону, что и язык, а затем — в противоположную сторону.
Дыхательное упражнение
И. п. — лежа на спине.
Положить руку на грудь или живот и сосредоточить внимание на том, как на вдохе рука поднимается, на выдохе — опускается. Затем предложить ребенку в такт с дыханием другой рукой показать, как он дышит (на вдохе руку поднимать до уровня груди, а на выдохе — опускать). Далее ребенок должен плавно и медленно поднимать и опускать руку или обе руки одновременно в такт дыханию, но уже на определенный счет (на 8, 12).
Дыхательное упражнение «Ушки»
И. п. — лежа на спине.
Глубоко вдохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки. Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком «а-а-а» (чередовать со звуками «ы-ы-ы», «о-о-о», «у-у-у»).
«Ковер-самолет»
И. п. — лежа на спине. Тело расслаблено. Дети слушают воспитателя и следуют его указаниям.
Воспитатель. Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая, ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают... Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляться в нашей комнате... (Пауза.) Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся.
«Травинка на ветру»
И. п. — сидя на полу.
Дети садятся на пятки, руки вытягивают вверх.
Воспитатель. Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли. (Выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони прижаты к полу. Не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед.) Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку. (На вдохе вернуться в и. п. и потянуться вверх.)
«Пловец»
И. п. — сидя на коленях и пятках. Спина прямая.
Поочередно выполнять «гребки» в стиле кроль, вдох — с поворотом головы на 90 градусов, выдох — на три взмаха руками; держать голову прямо.
«Сова»
С силой сжать левое плечо правой рукой, голову медленно поворачивать налево, затем направо. Расслабиться. Сделать три полных цикла дыхания на три поворота головы. Повторить то же самое, сжав левой рукой правое плечо.
Добавить вокализацию: голова у плеча — вдох — голова на груди — выдох с вокализацией «у-у-у-х»; голова у другого плеча — вдох и т. д.
Дыхательное упражнение «Слоники»
И. п. — сидя на полу.
Вытянуть губы вперед, имитируя на вдохе всасывание воды хоботом. На выдохе имитировать разбрызгивание воды из хобота (воздух выпускается через сжатые губы).
Таким образом, речь как одна из важнейших психических функций тесно связана с другими психическими функциями (восприятие, внимание, память, мышление) и на логопедических занятиях нужно проводить работу по развитию всех психических функций, не выделяя функцию речи из общей системы. Надо соблюдать принцип взаимосвязи формирования речевых процессов с другими развивающимися психическими процессами.
Литература
- Артемова К. С. Особенности высших психических функций у старших дошкольников с разными формами речевой патологии / Вестник Хакасского гос. университета им. Н. Ф. Катанова. — 2013. — № 5.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. — Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999.
- Жукова Н. С., Мастюкова В. М., Филичева Т. Е. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990.
- Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — 5-е изд. — М.: Айрис-Пресс, 2008.
- Чернова Е. П., Борисова Е. Ю., Козина И. Б. Особенности развития функциональных блоков мозга у детей 5—7 лет с речевой патологией // Психология и психотехника. — 2014. — № 11.