В современном мире, где все больше людей стремятся к общению на глобальном уровне, функциональная грамотность становится важным инструментом для повседневного функционирования и успешной адаптации к различным культурам и языкам и подразумевает способность человека обращаться к имеющимся знаниям, приобретенным умениям при решении реальных жизненных задач. Она помогает человеку успешно взаимодействовать с окружающими, правильно интерпретировать информацию, высказывать свою позицию и убеждения в письменной и устной форме, участвовать в дискуссиях и диалогах, а также эффективно общаться в различных жизненных сферах, таких как деловой, образовательной, культурной и повседневной.
Чтобы успешно освоить иностранный язык, необходимо не только знать грамматические правила и владеть определенным словарным запасом, но и быть функционально грамотным человеком. Развитие грамотности может длиться всю жизнь, поскольку социальные изменения в обществе постоянно предъявляют новые и отличающиеся друг от друга требования к грамотности. Безусловно, врожденные способности, приобретенные навыки, которыми владеет человек, влияют на уровень и качество его грамотности. Другими факторами, оказывающими влияние, являются окружающая среда, способ приобретения и развития этих навыков через систему образования, уровень экономического, технологического и культурного развития общества.
Соответственно, возможными проблемами, связанными с низкой функциональной грамотностью человека, могут быть затруднения в понимании письменной информации, неспособность эффективно изложить свои мысли в письменной форме, трудности в обучении и профессиональном росте, ограниченный доступ к информации из-за недостаточных навыков чтения и письма, а также осложнения в повседневной жизни из-за неспособности понимать инструкции, договоры и другие документы.
Недостаточный уровень функциональной грамотности обучающихся может быть обусловлен несколькими факторами, включая недостаточное внимание к развитию навыков чтения, письма и общения на раннем этапе обучения, неэффективные методики преподавания, недостаточное количество времени, уделяемого развитию языковых навыков, а также недостаточная мотивация со стороны учащихся. Также на уровень функциональной грамотности могут влиять внешние факторы, такие как социальная и экономическая среда, семейное воспитание и доступность образовательных ресурсов.
Следовательно, после того, как дети овладеют элементарной грамотой, первым условием сохранения и повышения их собственной грамотности является постоянное чтение. Развитие навыков чтения — это задача не только для начальной ступени обучения, но и процесс, требующий особых усилий и вложений как со стороны учителей, так и со стороны учащихся на протяжении всего школьного обучения.
Вызывает тревогу тот факт, что интерес к чтению снижается, это может быть связано с растущим влиянием электронных устройств, социальных сетей и видеоигр, которые часто конкурируют с книгами и другими печатными материалами. Это также может быть обусловлено недостаточным количеством мотивации со стороны педагогов и семьи, а также отсутствием доступности интересной и актуальной литературы для детей и подростков.
Урок был и остается главным элементом образовательного процесса. Одним из важных вопросов, волнующих преподавателей, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитательной работы обучающихся. Обучение же чтению в рамках учебной деятельности и внеурочных занятий не следует ограничивать лишь академической целью, оно должно преследовать функциональные и операционные цели, которые связаны с повседневным бытом и профессиональной деятельностью.
Нашим обучающимся в дальнейшей жизни понадобится умение одновременно работать с разными источниками информации, интерпретировать разные форматы и размеры текста, графические составляющие, формулировать точные вопросы, создавать логические цепочки.
В этом случае по текстом мы понимаем не только традиционный сплошной тип представления информации, но и разнообразные виды несплошного текста, в которых информация изложена не только вербально но и графически. Несплошные тексты требуют иных читательских навыков, так как содержат особые связи информационных единиц текста.
Бесспорно, нам регулярно приходится «читать» карты, схемы, чеки, списки, таблицы, графики для решения разного рода задач. Если рассматривать несплошные тексты как образовательную составляющую, то обращаясь к диаграммам, графикам, инфографике, обучающиеся учатся анализировать, сравнивать; таблицу можно использовать для трансформации из одного типа в другой; схемы помогут определить причинно-следственные связи. Вербальная составляющая несплошного текста (например, инфографики) может быть задействована в освоении новых лексических единиц. Ответив на вопрос, какой уровень понимания текста закрепляют или проверяют задания на формирование функциональной грамотности, в формулировке заданий будут задействованы такие глаголы, как «определи», «спрогнозируй», «составь» «исправь» и другие.
Один из читательских навыков «найти и извлечь» сводится к процессу определения нужного места, где находится необходимая информация. В основном, задания этого типа относятся к сплошному тексту, в котором можно ориентироваться, например, по подзаголовкам. Степень определенности в заданиях по извлечению информации может варьироваться. В качестве примера можно привести задания на выбор альтернатив «верно/неверно» по разным типам текста: - определи, какое из утверждений (не)соответствует тексту; - ознакомься с утверждениями и определи, о чем НЕ сообщается в тексте.
Следующее умение «интегрировать и интерпретировать» предполагает извлечение скрытой информации из текста, которая не сообщается напрямую и понимание сути текста. В качестве примера упражнений, нацеленных на формирование данного навыка, можно привести следующие формулировки заданий: - прочитай, придумай заголовок к тексту; - по ключевым словам текста определи, о чем в нем может пойти речь.
Еще одно читательское умение «осмыслить и оценить» предполагает обращение читателя к собственному опыту и имеющимся знаниям для того, чтобы сформулировать свое суждение о прочитанном. Примеры формулировки заданий для развития данного навыка: - выразите свое согласие или несогласие с основной мыслью автора; - объясните, как вы понимаете высказывание; - сравните данные в диаграмме и сделайте вывод, как это может влиять на успеваемость и жизненный баланс.
Таким образом, применение разных способов чтения в зависимости от поставленной задачи способствует формированию навыка прогнозирования, анализа информации, представленной в разных видах, контекстуального мышления, умения видеть внутренние логические связи в тексте.