Найти тему
Эпонимы и Мы

ЛЯГУШКА БАДЖИТА

Или "злая щитоспинка".

Выдающийся британский натуралист Джеральд Даррелл хоть и был алкоголиком (а кто без греха?..), но вошёл в историю, прежде всего, как автор целой серии очень интересных, увлекательных и познавательных произведений, что примечательно - художественных.

В одной из его повестей ("Под пологом пьяного леса") рассказывается о встрече с ЛЯГУШКОЙ БАДЖИТА:

Джеки раскрыла ладонь, и я увидел совершенно необычного представителя земноводных. Это было черное, круглое существо с желтовато-белым брюшком; на макушке его широкой, плоской головы, напоминавшей голову миниатюрного гиппопотама, сидели золотистые глаза. Но больше всего поразил меня рот животного с толстыми желтыми губами, словно в ухмылке растянувшимися от одного края морды до другого – точь-в-точь иллюстрация Тенниэля, изображающая Шалтая-Болтая. Пока я рассматривал лягушку, она внезапно раздулась, словно резиновый шар, приподнялась на своих коротких неуклюжих лапах, широко раскрыла рот, внутренняя полость которого имела сочную желтую окраску, и снова издала ряд пронзительных трубных звуков. Когда я взял лягушку в руку, она стала отчаянно вырываться, и я положил ее на землю. Она постояла немного на коротеньких лапах, широко разинула рот и мелкими прыжками начала двигаться ко мне, свирепо раскрывая и закрывая рот и издавая раздраженные трубные звуки. Это было очень забавное существо.

– Где ты поймала ее? – спросил я Джеки.

– Вот тут. Она сидела в воде, на поверхности видны были только одни глаза, как у гиппопотама. Я сразу же схватила ее. А что это такое?

– Понятия не имею. Что-то вроде рогатой жабы, только не совсем обычной. Во всяком случае, очень интересная тварь… Может быть, даже новый вид.

Мы начали энергично обследовать маленький пруд и поймали еще трех этих необычных лягушек, что меня очень обрадовало. В то время я действительно думал, что открыл новый вид, близкий к рогатым жабам, и только по прибытии в Англию выяснилось, что это лягушка Баджита, уже известная зоологам. Название это, на мой взгляд, вполне подходило к представительной осанке и солидному поведению этих лягушек. Все же, хотя они уже известны науке, их считают очень редкими животными, и даже в Музее истории естествознания был всего один экземпляр.

Источник https://iknigi.net/avtor-dzherald-darrell/9904-pod-pologom-pyanogo-lesa-dzherald-darrell/read/page-6.html

Автор намекает на то, что фамилия учёного Баджит (Budgett) очень похожа на слово budget - "плотно набитую сумку" (теперь понятно, что такое "бюджет"), а широко открытый рот лягушки тем более напоминает открытый кошелёк.

-2

Но почему же "щитоспинка злая"? Да потому, что она, имея солидные размеры (взрослые особи достигают 26 см в длине), питается мелкими грызунами, ракообразными, рыбой и другими лягушками, то есть является каннибалом. А добрыми каннибалы не бывают.

У животного бугристая и морщинистая кожа, что объясняет её латинское название Lepidobatrachus (от λεπίς, ίδος - чешуя, броня, и βάτρᾰχος - лягушка).

Перепонки на передних лапах, которые другим земноводным помогают плавать, у щитоспинки отсутствуют, оттого в водоёме она чувствует себя не очень комфортно. Ей удобнее лежать где-нибудь под корягой или среди камней, в ожидании добычи.

-3

Это чудо обитает на севере Аргентины, на востоке Боливии и на западе Парагвая. ЛЯГУШКУ БАДЖИТА можно встретить в саваннах, в сухих кустарниках, на болотах, лугах, у прудов. Во время сезона дождей живёт во временных водоёмах, где размножается и готовится к следующему сухому сезону. А когда наступает жара, закапывается глубоко в ил, где впадает в многомесячную спячку.

-4

Потомство одной самки за раз достигает 2000 яиц, из которых выводятся крупные, до 5 см в длину, головастики.

-5

Джон Сэмюэл Баджетт, он же Баджит (16 июня 1872 – 19 января 1904) - британский зоолог и эмбриолог.

Родился в Редлендс-Хаусе, Бристоль, в семье совладельца фирмы по оптовой продаже продуктов. Однако его папа страстно также увлекался зоологией, входил в состав Совета Бристольского музея, у него часто останавливались профессиональные ученые, и Джон мог получать у них неформальное обучение. Мальчик был очарован миром животных, строил вольеры и приспосабливал хозяйственные постройки под музей и лабораторию.

В дальнейшем он поступил в Клифтонский колледж, однако из-за сильных мигреней бросил учёбу, и стал заниматься с репетиторами. Это не помешало, а может, помогло, ему закончить Университетский колледж Бристоля, где он изучал зоологи, и Тринити-колледж в Кембридже, где его уже на первом курсе избрали членом Клуба естественных наук и затем - членом Питт-клуба.

Будучи бакалавром, Баджет участвовал в экспедиции в Южной Америке, исследовал беззубых амфибий. И там открыл ту самую лягушку, которую назвали в его честь (хотя сам он называл её правильно - Lepidobatrachus laevis).

Из этой поездки Баджит привёз в Кембридж большой запас взрослых двоякодышащих рыб с основными эмбриональными и личиночными фазами, настолько хорошо сохранившихся, что можно было разглядеть мельчайшие детали.

Из-за долгого отсутствия он отстал от учёбы, и еле сдал экзамены. Но ему простили это, ибо он был одержим наукой, а ещё отлично рисовал и иллюстрировал свои статьи.

В 1898 году он посетил Гамбию, где искал места размножения двоякодышащего полиптеруса. Там он заразился малярией и чуть не умер. А когда вернулся домой в 1899 году, правительство объявило бурам войну. И поскольку Баджит был патриотом, он хотел отправиться на фронт, убивать негров, однако из-за малярии был вынужден остаться и присоединиться к конно-пехотному отделению добровольцев Кембриджского университета, отдавая все свое свободное время подготовке людей к войне.

В 1900 году состоялась ещё одна поездка в Гамбию, а через год Баджита назначили помощником хранителя Университетского зоологического музея.

В этом статусе он отправился в Восточную Африку, дабы отыскать ещё больше экземпляров Polypterus senegalus, желательно - с их молодью. Но что-то как-то всё не получалось...

В 1903 году Баджит совершил грандиозное турне, посетив зоопарки Парижа, Франкфурта, Лейпцига, Берлина, Ганновера, Амстердама, Антверпена. А затем решил съездить в Сьерра-Леоне. И опять - за полиптерусами.

Там, наконец, он нашёл то, что нужно - взрослую половозрелую особь с икрой, что позволило ему наблюдать и описать процесс превращения икры в мальков, а также сохранить образцы для потомков.

Но малярия продолжала его терзать. Когда Баджит вернулся в Англию, у него случился приступ блэкуотерской лихорадки, и он решил умереть.

Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!