150 лет назад, 13 сентября 1874 года в Вене родился один из наиболее влиятельных деятелей западной музыки XX века композитор Арнольд Шёнберг (Arnold Schoenberg). До сих пор у многих людей это имя вызывает прямые ассоциации с модернистскими идеями, которые создали непреодолимую пропасть между обычными людьми и искусством XX века. Эта реакция – беда не музыкантов, а публики, которой искусство мешает потреблять развлечения и бесконечно расширять свое материальное потребление. Сам композитор свое творческое кредо формулировал так: "Искусство начинается там, где кончается развлечение." Но Шенберг не был художником в башне из слоновой кости – все его идеи рождались из жизни, которую человечество устроило себе в этом странном веке. Более того, он опирался на традиции музыки Вагнера, Малера, с одной стороны и на принципы старинной европейской музыки, с другой. К тому же он был не только композитором, но и дирижёром, музыковедом, художником-живописцем, представителем музыкального экспрессионизма, родоначальником атональной музыки и 12-тоновой системы композиции (известной также как «додекафония» или «серийная техника»). Шёнберг был замечательным педагогом, он создал целую композиторскую школу (т.н. Новую венскую), которая объединяла таких разных композиторов, как Антон.фон Веберн, Альбан Берг, Эрнст Кшенек. Биография и творчество Шенберга в высшей степени интересны, но постижение этого творчества в полной мере требует заметных усилий. Вдобавок еще можно подумать о том, что Шёнберг боялся числа 13 и, видимо не зря – он не только родился 13 сентября, но и умер 13 июля. Зато его музыка никаких чисел не боится.
Это ежедневный выпуск "Музыкального повода". Подписывайтесь и вы не пропустите информации о музыкальных датах и событиях. Попса голимая в их число не входит, это в другом месте. Да, и ваши лайки тоже не помешают проекту. Спасибо.