Дмитриевский собор города Владимира – подлинная каменная летопись. Его резьба – полнейшее собрание библейских и просто средневековых сюжетов, назидание о природе власти, мистический травник и бестиарий.
А финальный образ из всей череды повествует о путешествии живого человека на небеса... Разумеется, речь идет не об обычном человеке, а об античном царе и полубоге – Александре Македонском.
Храм Дмитрия Солунского был воздвигнут по воле Всеволода Большое Гнездо в честь его небесного покровителя – в крещении князя звали Дмитрием.
Первый из череды белокаменных храмов Владимиро-Суздальской земли был воздвигнут братом и предшественником Всеволода, князем Андреем Боголюбским – Храм Покрова на Нерли, в устье Нерли и Клязьмы, на важнейшем транспортном узле в регионе. И на этом храме, гораздо более скромном, чем Дмитриевский собор, появляется образ царя-псалмопевца Давида, предка Христа.
Как и на храме на Нерли, на Дмитриевском соборе Давид изображен на трех фасадах из четырех. Кроме него, имеется также и фигура правителя с наследником на коленях (вероятно, сам князь Всеволод) и возносящийся в небо Александр.
С одной стороны, он завершает собой логический ряд своим вознесением – великий царь оказывается живым взят на небо. С другой – это царь языческий, и его возвышение (о том, насколько удачное – читайте далее) может оттенять библейские образы.
Образ Александра был очень популярен в Средние века. Было известно несколько списков «Александрии», произведения II в н.э. неизвестного автора, называемого Псевдо-Каллисфеном. На Руси наиболее известен был вариант списка «Александрия Сербская».
В XII веке появляется первый куртуазный роман, зовущийся просто «Роман об Александре», чьим автором является тезка героя поэт Александр Парижский, или Александр де Берне. Роман этот тоже вполне мог быть известен при дворе князя Всеволода – учитывая, что домонгольская Русь тогда не то что имела тесные контакты с европейской цивилизацией, а являлась ее частью.
В обоих литературных произведениях среди прочих подвигов Александра (без шуток и преувеличения, совершенно фантастических!) приводится легенда о попытке путешествия на небеса: он приказал соорудить легкую корзину, впрячь в нее двух грифонов и, держа перед ними на копьях куски мяса как приманку, взмыл ввысь. Однако вскоре получает от двух птиц весть: то, куда он стремится, недоступно человеку, и возвращается к своим великим, но земным свершениям.
Существуют вариации этой легенды – вместо корзины может быть лодка, вместо грифонов откормленные птицы особой породы…
Любопытно, как на барельефе Дмитриевского собора детально прорезана и легкая корзина для полёта, и тросики, за которые тянут ее грифоны.
Мы видим и интересный художественный штрих: вместо кусков мяса Александр держит перед грифонами детенышей пардусов (леопардов). Это очень богатая приманка, хотя и не столь экзотическая, как можно было бы подумать.
При дворах князей домонгольской Руси держали леопардов, привезенных из южных земель, и даже использовали их в охоте! Следует помнить, что торговые пути в старину шли иначе, чем сейчас и Владимирская земля была важнейшим транспортным узлом на пути из варяг в арабы.
Остается только надеяться, что котята леопардов были временной живой приманкой, а грифонам (очевидно, как суперхищникам) на обед предложили какой-нибудь баранины пожирнее.
Хотя на барельефе вроде бы видно, что маленькие пардусы и правда насажены на какие-то подобия копий… Все-таки создавался собор и его удивительная резьба в эпоху Средневековья – задолго до нынешней всепоглощающей любви к котикам.
Любовь {Leo} Паршина, специально для канала "Русичи"
__________________________
Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК "Русичи" и ждем вас в Телеграме. Наше видео смотрите на Youtube (с озвучкой!)