Найти тему

Боевые бронированные машины России и СССР. Средние танки. II.

Картинка из свободных источников. Вслед за средним танком Т-28 на вооружение был принят четырехместный средний танк Т-34. Он был вооружен 76,2-мм  орудием.
Картинка из свободных источников. Вслед за средним танком Т-28 на вооружение был принят четырехместный средний танк Т-34. Он был вооружен 76,2-мм орудием.

К лету 1938 года было установлено, что предлагаемый А-20, возможно, недостаточно вооружен и бронирован для роли среднего танка. Поэтому руководство Красной Армии решило, что ей потребуется другой предлагаемый проект среднего танка, который получил бы обозначение А-32 и имел максимальную толщину брони в передней части башни 32 мм. Он будет вооружена короткоствольным 76,2-мм орудием.

К маю 1939 года было решено увеличить максимальную толщину брони в передней части башни А-32 до 45 мм. Летом 1939 года эта бронированная версия машины получила обозначение А-34. В августе 1939 года Красная Армия решила принять на вооружение А-34; с этим решением согласился Сталин, в декабре 1939 года. Первый прототип А-34 появился в январе 1940 года, а второй прототип сошел с конвейера завода в следующем месяце.

Чтобы доказать надежность опытных образцов танков А-34 перед их передачей на окончательное утверждение Красной Армии, был организован демонстрационный пробег протяженностью 2897 км в феврале и марте 1940 года. 17 марта 1940 года два прототипа А-34 прибыли в Москву для личного осмотра Сталиным и другими членами правительства. Несмотря на опасения, Сталин дал свое согласие на производство машины, как только будут устранены все конструктивные недостатки, выявленные в ходе испытаний.

Дополнительные испытания прототипов А-34 привели к выводу, что машина превосходила любой другой танк, находившийся тогда на вооружении Красной Армии, и к концу марта 1940 года танк был одобрен к производству как Т-34. Помимо короткоствольного 76,2-мм главного орудия, Т-34 также будет вооружен спаренным 7,62-мм пулеметом и еще одним 7,62-мм пулеметом в передней части корпуса. Первые 150 единиц Т-34 также имели 7,62-мм пулемет в шаровой установке в задней части башни.

Несмотря на то, что производство четырехместного танка Т-34 было одобрено, все еще оставались некоторые вопросы, которые предстояло еще решить. Одно из первоначальных требований предусматривало, что машина должна была проехать более 3000 км без серьезных поломок. Пробеговые испытания, проведенные в апреле 1940 года, показали, что танк не может соответствовать этому требованию. Однако вскоре этот показатель сократился до 1000 км. Руководство Красной Армии разместила заказ на двух заводах на 600 танков Т-34, которые должны были быть построены начиная с июня 1940 года. Они также разместили заказ на 2800 единиц танков Т-34 на 1941 год.

Некоторые товарищи из руководства Красной Армии, выступавшие против производства Т-34, предложили модернизированную версию, получившую название Т-34М. Среди его многочисленных особенностей - увеличенная башня для трех человек, позволяющая командиру машины сосредоточиться на управлении своим экипажем, а не выполнять двойные обязанности наводчика танка, как это было в Т-34. Кроме того, на Т-34М должна заменена система подвески Christie на торсионную. С учетом этих улучшений были выдвинуты планы замены Т-34 на производственных линиях Т-34М осенью 1941 года. Немецкое вторжение в Советский Союз летом 1941 года быстро привело к прекращению этого проекта, поскольку Красная Армия не могла позволить себе никаких перебоев в производстве Т-34.

Первая серийная единица нового среднего танка Красной Армии весом 29 тонн сошла с конвейера в сентябре 1940 года. Сейчас эту машину обычно называют Т-34 модели 1940 года. К моменту вторжения немецкой армии в Советский Союз в июне 1941 года на вооружении находилось 1225 единиц танков Т-34 образца 1940 года. Максимальная толщина брони в передней части башни машины составляла 45 мм.

Первые столкновения немецкой армии с Т-34 образца 1940 года вызвали большую тревогу у немцев. Их существующие противотанковые средства оказались неспособными пробить толстую броню Т-34, а 76,2-мм главное орудие машины легко пробивало броню немецких средних танков Panzer III и Panzer IV, с которыми они столкнулось. В конечном итоге это привело к усовершенствованию вооружения и брони существующих немецких средних танков, а также к разработке немецких серий средних танков "Пантера" и тяжелого танка "Тигр Е" в противовес Т-34.

Картинка из свободных источников. Танк Т-34 модели 1940 года
Картинка из свободных источников. Танк Т-34 модели 1940 года
Картинка из свободных источников. Продолжением Т-34 образца 1940 года стал Т-34 образца 1941 года
Картинка из свободных источников. Продолжением Т-34 образца 1940 года стал Т-34 образца 1941 года

76,2-мм главное орудие, первоначально выбранное для использования Красной Армией на танке Т-34 образца 1940 года, получило обозначение Л-11. Из-за того, что почти все были недовольны Л-11, для Т-34 образца 1940 года рассматривалось другое вооружение, включая 57-мм противотанковую пушку ЗиС-4.

Поскольку для тяжелого танка КВ-1 разрабатывалась новая 76,2-мм главная пушка с более длинным стволом и, следовательно, лучшими бронепробиваемыми свойствами, в начале 1940 года были начаты работы по ее модификации для установки на Т-34 образца 1940 года. Новая танковая пушка получила обозначение Ф-34 и имела немного более длинный ствол, чем Ф-32. Впервые она появилась на некоторых танках Т-34 модели 1940 года в феврале 1941 года. Машины, оснащенные таким образом, получили обозначение Т-34 образца 1941 года. Из-за временной нехватки некоторые танки Т-34 образца 1941 года будут вооружены 76,2-мм танковой пушкой Ф-32 вместо Ф-34. Максимальная толщина брони в передней части башни Т-34 образца 1941 года составляла 52 мм.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Дополнительные усовершенствования серии Т-34 привели к изменению конструкции некоторых компонентов для повышения боевой эффективности машины. Модифицированные таким образом машины получили обозначение Т-34 образца 1942 года. Максимальная толщина брони в передней части башни машины теперь составляла 65 мм. Внутренним изменением стало увеличение бронезащиты по бокам корпуса Т-34 образца 1942 года с 40 мм до 45 мм.

Наиболее заметными внешними изменениями в Т-34 образца 1942 года были замена оригинального прямоугольного люка для доступа к трансмиссии на новый овальный люк, а также новый люк механика-водителя с двумя перископами вместо единственного перископа на более ранних машинах.

Вслед за Т-34 образца 1942 года в производство был запущен Т-34 образца 1943 года. Его легко было узнать по новой башне шестиугольной формы, которая была позаимствована у так и не построенного Т-34М. Максимальная бронезащита передней части башни Т-34 образца 1943 года составляла 70 мм. Помимо новой конструкции башни, Т-34 образца 1943 года отличался рядом усовершенствований трансмиссии.

Несмотря на то, что новая башня на Т-34 образца 1943 года была больше и в ней было больше места, чем на башнях более ранних версий серии Т-34, на этой последней модели был сохранен башенный расчет из двух человек. Для улучшения обзора башню в конечном итоге оснастили верхней башенкой для командира машины, которая могла использоваться только тогда, когда он не был занят наведением и стрельбой из главного орудия танка.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Поддержите канал-поставьте лайк.