Почти лишённый достопримечательностей Ургенч - один из самых опрятных и симпатичных городов Узбекистана. Но даже здесь перекрёстком всех дорог остаётся базар, на основной своей площадке вполне цивильный...
...чего не скажешь об окрестных переулках, куда выплеснулась часть торговли:
И не удивляйтесь, если во всей толчее и суматохе вам вдруг повстречается новёхонький стильно-зелёный троллейбус:
Электротранспорту в песках Туркестана вообще не очень-то везёт: троллейбусы успели своё отгулять в Фергане (1979-99), Андижане (1970-2002), Самарканде (1957-2005), Бухаре (1987-2005), Нукусе (1991-2007), Алмалыке (1967-2009), а "чёрным годом" для узбекистанских троллейбусов стал 2010-й, когда закрылись системы в Ташкенте (1947), Намангане (1973) и Джизаке, где троллейбус между прочим и запустили лишь в 1997-м.
Исчезли троллейбусы и в Туркменистане, в Казахстане остались лишь в Алма-Ате, в Таджикистане - в Душанбе, и каким-то чудом держатся аж три системы в Киргизии - Бишкек, Ош и экзотический горный Нарын. Ну а в Узбекистане последними троллейбусными городами остались Ургенч и Хива, два на один маршрут - пущенная в 1997 году 36-километровая линия представляет собой редчайший в мире междугородний троллейбус.
Говорят, он тоже был на грани закрытия, и обветшалые "Шкоды 14тр" ходили несколько раз в день, периодически отменяясь: если верить чужим путевым заметкам, не всем желающим удавалось уехать из Ургенча в Хиву именно троллейбусом.
З него всерьёз взялись буквально в 2010-х в 2013-м году на линию вышли новые "Шкоды 24тр", всего 9 машин, отправляющихся из Ургенча и Хивы навстречу друг другу каждые полчаса. Несмотря на медлительность, дешёвый и надёжный транспорт пользуется спросом:
Формально междугородних троллейбусов не так уж и мало - но как-то сложно назвать по-настоящему междугородней линию Москва-Химки или Тирасполь-Бeндepы. Единственный, и куда более масштабный аналог Хорезмского троллейбуса - конечно же, Kpымский троллейбус, проходящий десятки километров по горам и связующий три города.
Впрочем, и здесь весь путь пролегает вовсе не по пустыне (как почему-то мне казалось до поездки), а по застроенной местности, где кишлаки с полями на оросительных каналах тянутся один за другим - оазис застроен так плотно, что полного ощущения междугородности, как в Kpыму, всё же нет.
Смотреть по дороге тоже особо нечего - разве что пара стел:
Да старый воинский памятник, которого, вполне возможно, сейчас уже нет:
Поля с дехканами:
Озеро Говук-куль почти на окраине Хивы - древний карьер, откуда для её строительства брали глину: легенды этот факт раздули до того, что якобы отсюда глину возил на строительству Медины сам Пророк.
Троллейбус идёт мягко и неспешно, с постоянными остановками, сажая и высаживая огромное количество народу. В салоне почти всегда не протолкнуться, но иностранцу могут и место уступить - причём что удивительно, других иностранцев я в троллейбусе не наблюдал, видать бояться рогатой коммунистической шайтан-машины. Где-то треть пути (по времени) троллейбус идёт по окраинам Хивы, которая на самом деле совсем не малый город:
Конечная - у стен Ичан-Калы:
Когда-то были планы продлить линию до жилмассива на противоположной окраине, но вместо этого отрезали её другой кусок - раньше конечная в Ургенче была не у базара, а у аэропорта. На вокзал же троллейбус не заходил и вовсе никогда.