11 сентября исполнилось 142 года со дня рождения детского писателя Бориса Степановича Житкова.
Я расскажу про наше библиотечное чтение в детских читательских клубах к 140-летнему юбилею писателя, посвященное его книгам и биографии. После него я прилично пополнила свою домашнюю подборку найденной букинистикой.
Конечно, мы говорили о его детстве, проведенном в Одессе, и дружбе с Корнеем Чуковским, с которым они учились в одном классе гимназии. Чуковский очень интересно рассказывает о нем и об их детской дружбе в своем очерке из книги "Современники".
Когда, после прочтения очень впечатлившего Варю (перешла во второй класс) прозаического Айболита из летнего списка, она попросила поговорить о Чуковском, я читала детям отрывок из книги Лидии Чуковской Памяти детства о морских прогулках с отцом по Финскому заливу в лодке на веслах. А ведь именно Житков, у которого была своя лодка, научил Чуковского грести, подарил ему радость морских прогулок, именно ему декламировал восторженный Чуковский: "Зыбь ты великая, зыбь ты морская, чей это праздник так празднуешь ты?" и эти же строки он потом читал детям.
Меня, конечно, поражает непреклонность и бескомпромиссность юного Бори Житкова, очень строго, неукоснительно соблюдавшего поставленные себе и другим требования. Потому и разошлись они с Колей Корнейчуковым когда-то. Но влияние на будущего "дедушку Корнея" он оказал огромное. Со школьных лет Борис участвовал в революционном движении, видимо, еще это усиливало столь высокую требовательность к себе и другим.
Житков пришел в литературу поздно и практически случайно, в очень трудное для себя время, благодаря встрече с Чуковским, уговорившим товарища детства попробовать писать рассказы для детей и познакомившим его с Маршаком. Бывший моряк, штурман, Житков также занимался кораблестроением, служил в морской авиации, работал преподавателем. Ему было что рассказать детям. Житков сразу начал печататься в детских журналах.
Его сборники очерков обо всем на свете стали отличным научпопом для детей прошлого века, по праву заняли достойное место в новой детской литературе, нащупывавшей новые темы и язык доверительного разговора с читателями.
И, если эта книга предназначена для школьников, то повесть в коротких рассказах "Что я видел" про маленького Алешу-почемучку, прототипом которого был сосед писателя по коммунальной квартире, стала по словам самого Житкова "производственной энциклопедией для четырёхлетних граждан". И я много лет очень жалела, что ее не только не издавали с подробными, пусть и мелкими иллюстрациями, но даже с полным неурезанным текстом новое издание было не найти, только потрепанную букинистику.
А с тонкими книжечками рассказов, любимых мною с детсадовской поры, когда они были прочитаны в группе самостоятельно, издатели и вовсе отличились - даже фамилию автора напечатать правильно не смогли...
В детстве меня удивляло необычное для храброго утёнка имя, теперь же я понимаю, что рассказ, видимо, тоже был написан для маленького соседа Алеши.
С дошкольниками знакомство с писателем мы начали с "Почты" Маршака, посвященной Борису Житкову. Когда-то мне казалось, что это стихотворение устареть не может - не исчезнут бумажные письма и послания. Хоть понятие "почта" осталось, осталось и учреждение, доставляющее самые разные посылки и отправления, но вот слово "почтальон", означающее профессию детям незнакомо. Им неведома синяя форменная фуражка и толстая сумка на ремне, встречающиеся теперь только в старых книгах и фильмах. Но путешествие, даже если это путешествие обыкновенного почтового конверта, все равно интересно, хотя бы звучанием экзотических стран и городов.
А потом читали Как я ловил человечков
Школьникам потом тоже решила прочесть "Почту", процитировав несколько строк и не увидев в их глазах узнавания.
Потом уже открыли любимое - Про обезьянку.
Я еще рассказ "Мышкин" в этой книге очень люблю, но я его детям не читаю, у меня всегда ком в горле и разреветься боюсь.
Еще прочли рассказ "Николай Исаич Пушкин" про капитанов, мне он тоже в детстве в сборнике "Морских рассказов" нравился. Сейчас сложновато шел, много слов непонятных, охота на тюленей, хоть и без подробностей, а все равно жестко.
Сами дети прочли рассказ "Про волка"
Книг в библиотеке на всех хватило - и старых, и новых.
Я бы назвала это произведение короткой повестью, а не рассказом. Разбито повествование на короткие главки, рассказывающие о том, как автор воспитывал волчонка, подаренного ему другом-охотником, о сложностях содержания в квартире дикого зверя. Первые главки забавны и умильны, но несуразный головастик с хвостом-веревочкой растет и вместе с ним растет тревожность. Подросший волчонок доставляет немало хлопот хозяину и привязавшейся к нему дворничихе, помогавшей вырастить Волчика. Чего стоит один только его вой по ночам, не говоря уже о стычках с собаками. Расставание в конце огорчает читателей, но взрослые с большим багажом прочитанных книг о животных все же переводят дух - спасибо, что хотя бы глупо и злобно не уничтожили зверя.
Понравилось, что в книге есть разъяснительный текст от кинолога - давние методы дрессировки многих удивляют. От иллюстраций Кати Шумковой я не в восторге, но многим они нравятся.
Житков писал не только для детей. Многие считают, что его роман "Виктор Вавич" о революции 1905 года, будь он напечатан вовремя, посоперничал бы с "Доктором Живаго" и "Тихим Доном".
А литературовед Михаил Гаспаров пишет, что
«автобиографический рассказ Житкова «Слово» (для взрослых) - один «из лучших во всей русской литературе, включая Толстого и Чехова. При жизни он не печатался - не по политическим причинам, он чисто психологический, но написан с такой силой, что ни один журнал не мог его взять: сразу выцветали все соседние. (Напечатано посмертно в журнале "Москва", 1957, № 5)»
Житков - писатель не самый известный и запоминающийся, но свое веское слово в детской литературе он сказал. На сегодняшний день его рассказы включаются во все рекомендованные списки внеклассного чтения.
Как раз после этих чтений я озадачилась поиском нужной мне и желанной букинистики.