Найти тему
Кавычки-ёлочки

«Русскую классику дети не поймут: клиповое мышление виновато». Спорная мысль, которую я встретил

Оглавление

— Бабушка, а что это у тебя за кирпич на столе?

— Какой кирпич, внучок? Это собрание сочинений Достоевского!

— Ого! А есть аудиоверсия на 15 минут?

— Аудио... что? Ох, молодёжь-молодежь...

Знакомый диалог? Окунёмся в увлекательный мир современной молодежи и попробуем разобраться, почему же наши внуки не рыдают над страницами «Анны Карениной», как это делали мы в их годы.

«Во всем виновато клиповое мышление!»

Очень спорная мысль. Мол, есть такой коварный враг классической литературы, который пробрался в неокрепшие умы наших отпрысков и теперь творит там свои чёрные дела. Представьте себе: современный подросток читает о том, как Анна страдает от своей любви к Вронскому, а в голове у него уже крутится новый ролик из Тиктока! Какая уж тут драма, когда на уме танцы под модную песенку?

Так себе объяснение. Скорее всего, сказывается целый комплекс факторов.

Признаюсь, что термин «клиповое мышление» мне кажется каким-то надуманным, искусственным. Но что поделать, другого-то у нас нет! Вот и приходится использовать это странное словосочетание, чтобы объяснить, почему наши дети предпочитают короткие видео многостраничным романам.

Но не спешите рвать на себе волосы

Ведь не всё так плохо, как кажется на первый взгляд. Да, наши дети и внуки другие. Но разве мы в их возрасте не казались своим родителям странными? Вспомните, как бабушка ворчала, когда вы часами висели на телефоне, обсуждая с подружкой новую серию «Санта-Барбары»!

Ищем выход из лабиринта непонимания

Конечно, современному подростку трудно понять, почему Анна так страдает из-за общественного мнения. Ведь сейчас достаточно выложить пару фоточек в интернет, и вот ты уже звезда. Но давайте вспомним счастливое советское детство: а многие ли из нас, читая «Анну Каренину» в школе, действительно понимали всю глубину этого произведения?

Учителя, ау! Где вы?

Вот тут-то и должны прийти на помощь наши дорогие педагоги, чтобы заинтересовать. Но, увы и ах, некоторым из них самим не мешало бы повторить правила русского языка. Когда учитель пишет «учаВствовать» и «приДти» в родительском чате, поневоле задумаешься: а судьи кто?

Итог: не так страшен черт, как его малюют!

Да, клиповое мышление, возможно, и влияет на восприятие классической литературы. Но давайте не будем записывать молодёжь в «потерянное поколение». Может быть, именно благодаря своему умению быстро переключаться между задачами, они смогут найти новые, неожиданные смыслы в произведениях классиков?

А пока давайте просто любить наших детей и внуков такими, какие они есть. И, возможно, однажды вы увидите, как ваша внучка плачет над книгой. Правда, это может оказаться не «Анна Каренина», а новый роман про вампиров. Поинтересуйтесь, вдруг она сейчас так и делает?

— Ба, а давай я тебе лучше расскажу, о чем этот Толстой писал? Я тут краткое содержание нашёл, всего 280 символов.
— Давай, внучок. А потом я тебе расскажу, как мы в твоем возрасте конспекты писали. Без интернета!
— Даже без интернета? А как же вы жили?
— Вот об этом я тебе и расскажу...