Восточные притчи в большей степени отражают элементы повседневной жизни человека и его внутреннего мира, они направлены на расширение жизненного опыта человека, повышение его уверенности в себе. Главная направленность восточных притч — принятие человеком ответственности за собственную жизнь.
Бабочка
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая
или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Все в твоих руках.
Прилагаемый к притче комментарий: «Все ваши жизненные обстоятельства находятся в ваших руках. И в любой момент времени у каждого из вас есть выбор — сжать ладони и уничтожить возможности или раскрыть их».
Трудолюбие или судьба?
Однажды во время государственного совета падишах Акбар спросил у своих советников:
— Что важнее в жизни: судьба или трудолюбие? Все в один голос ответили:
— Владыка мира! Конечно, трудолюбие важнее. Один только первый министр Бирбал думал по-другому и не побоялся возразить:
— Махаражда! По-моему, главное — судьба. Если судьба не пошлет удачи, то и трудолюбие не поможет.
— Но что может судьба, если человек сам не действует, не старается? Ну, скажем, будет ли он сыт, если понадеется на судьбу и станет сидеть сложа руки? — урезонил падишах Бирбала.
— Как ни старайся, а вопреки воле судьбы ничего не получишь — не судьба, значит. Такое часто видеть приходится. Потому-то я и думаю, что главное — судьба.
Тут в разговор вмешался один из советников:
— Владыка мира! Пусть Бирбал на деле докажет, что главное — это судьба.
— Да-да, Бирбал, докажи, что главное — это судьба, — подхватил падишах.
— Владыка мира! Не такое простое это дело. Доказательства в узелке не носят, чтобы вдруг развязать да выложить. Но раз вы так хотите, то я вам в скором времени это докажу.
Через несколько дней в погожий вечер падишах с придворными поехали кататься на лодке по реке Ямуне. Выплыла лодка на середину реки, и тут падишаху вспомнился недавний спор.
— Ну что, Бирбал, уразумел ты наконец, что к чему? Признаешь, что трудолюбие важнее судьбы? Говори! — приказал падишах.
— Но Бирбал ответил так же, как и в прошлый раз. Разгневался падишах, сорвал с пальца перстень, бросил его в воду и сказал:
— Ладно же, Бирбал! Пусть теперь твоя судьба тебе поможет! Принеси мне перстень через месяц, а то не сносить тебе головы.
— Все в лодке притихли. Ведь река Ямуна в этом месте была очень глубока, и достать со дна перстень не было никакой возможности. Пропал Бирбал, нет ему теперь спасения! Но Бирбал ничего не ответил, промолчал.
— Лодка пристала к берегу. Падишах вернулся во дворец и приказал поставить у реки стражу, чтобы она день и ночь караулила и Бирбала к воде не подпускала. Раз он надеется на судьбу, пусть она его теперь и выручает.
— А Бирбал положился на судьбу и помалкивал. Прошло двадцать семь дней.
— Ну что, Бирбал, где мой перстень? — спрашивает падишах.
— Нет у меня перстня, повелитель, — отвечает Бирбал.
— Последний раз говорю тебе, Бирбал, признай, что трудолюбие важнее судьбы, и я отменю приговор!
— Владыка мира! Трудолюбие трудолюбием, а от судьбы не уйдешь, — упрямо стоял на своем Бирбал. — Известна пословица: «В одночасье дом сгорит, да вдруг и счастье привалит». Осталось еще три дня, за это время все может перемениться.
— Будто масла подлили в огонь гнева падишаха, но он сдержал себя и промолчал. На четвертый день снова потребовал падишах у Бирбала кольцо.
— Владыка мира! Видно, не судьба мне получить перстень! — признался Бирбал.
— Если так, готовься к смерти, — грозно сказал падишах.
— Без страха в душе стоял Бирбал перед падишахом. Он уже заранее приготовился спокойно встретить все, что пошлет судьба. Связали ему руки за спиной. Еще раз смилостивился над ним падишах:
— Бирбал, вот тебе последний шанс спастись: признай свою ошибку, и я тебя прощу.
— Покровитель бедных! Негоже бить лежачего. Прикажите палачу сделать свое дело, — твердо ответил Бирбал.
— Да будет так, несчастный упрямец! — воскликнул падишах, позвал палача и приказал отвести Бирбала на место казни.
Встревожился народ, видя, как Бирбала со связанными руками ведут на казнь. Ведь когда Бирбал был при дворе, простые люди считали, что живут в раю, народ благоденствовал.
Помертвели лица у людей, а родные Бирбала и вовсе стояли чуть живые от горя. Поначалу крепились они, молчали, а потом залились горючими слезами.
Бирбалу велели взойти на помост. По обычаю, палач спросил его:
— Скажи, каково твое последнее желание?
Не успел Бирбал рта раскрыть, как вдруг рядом с ним появился бродячий мудрец — факир. Никто и не заметил, откуда он взялся, будто из-под земли вырос. И сказал факир:
— Бирбал! Ты понадеялся на судьбу, поспорил с падишахом и, наверное, скоро распрощаешься с жизнью. Так перед смертью сделай святое дело: накорми меня. Исстари люди говорят: «Нет лучше подаяния, чем накормить голодного». Я хочу рыбы — свари же хорошую рыбу и дай мне поесть, а за это Всевышний исполнит все твои желания и желания твоих детей и внуков!
В великое затруднение попал Бирбал: смерть рядом, а тут факир есть просит, да еще рыбы!
— Факир-сахиб! Тебе ведь должно быть известно, что я из высокой брахманской касты. Мы ведь рыбу в пищу не употребляем и не готовим ее на своих очагах. Как же я могу накормить тебя рыбой?
Но все стали просить Бирбала исполнить просьбу факира. Уступил Бирбал, послушался народа.
Побежал слуга Бирбала на базар и купил у рыбака свежую рыбу. Сел Бирбал и начал ее чистить.
Тем временем падишах выглянул из окна и увидел, как Бирбал беседует с факиром. Видел он и то, как Бирбал чистит рыбу. А тот, когда стал ее потрошить, вдруг нащупал у нее в желудке что-то твердое. Распорол он ножом желудок, глядь — а там перстень, что падишах в реку бросил!
Взял Бирбал перстень, зажал его в кулак, поднялся и ищет глазами факира. А того и след простыл!
— Вот мое последнее желание: я хотел бы еще раз повидаться с падишахом, — сказал Бирбал стражникам.
Люди заметили, что Бирбал что-то вынул из рыбы. Но что? Повела его стража к падишаху, а они следом пошли.
Когда падишах увидел Бирбала, он решил ни за что не прощать упрямца. Бирбал вошел и поклонился падишаху.
— Бирбал! Не трудись понапрасну. Даже если бы ты и признал теперь, что трудолюбие важнее судьбы, все равно поздно. Я не изменю своего приказа.
— Повелитель! Послушайте сначала, что я вам скажу. Я пришел не каяться. Наоборот, теперь я до конца уверен, что судьба важнее.
— Что ж, говори!
— Вот ваш перстень, возьмите!
Падишах взял кольцо, посмотрел и замер, пораженный. Это и впрямь был его перстень с его печатью. Что за чудеса! Ведь он сам бросил его в бездонную пучину Ямуны! Вертел он кольцо, и так, и эдак разглядывал. Сомнений быть не могло: это был его собственный перстень.
— Бирбал! Как ты его нашел?!
— О, покровитель бедных! Я его не искал — мне принесла его моя судьба.
И Бирбал рассказал падишаху, как было дело. Изумился и всей душой порадовался падишах и на радостях щедро одарил Бирбала.
P.S. Притча — великолепное средство разбудить мысль, поэтому притчи успешно применяются в психологическом консультировании.