Здравствуйте, дорогая Татьяна Сергеевна! Вы меня, скорее всего, не помните. Зато я вас помню и буду помнить всю жизнь. Потому что вся моя жизнь - это череда неудач. Я двадцать пять лет работаю на нелюбимой работе с маленькой зарплатой. И это из-за того, что я не поступила в вуз своей мечты. А не поступила я из-за того, что считала себя тупой. Каждый раз, когда мне дают на работе ответственное задание, я справляюсь с ним плохо, потому что считаю себя тупой. Я избегаю любых новых начинаний, потому что считаю себя тупой. Я вышла замуж за неудачника, потому что считаю себя неудачницей. Я кричу на ребенка, когда он не может решить задачу, потому что не хочу, чтобы у него были такие же оценки по математике, как у меня. Я не хочу, чтобы он не смог поступить в то учебное заведение, которое выберет. Я не хочу, чтобы он работал на нелюбимой работе и жил с нелюбимой женой. Я не хочу, чтобы он считал себя тупым.
Я рада за Вас, если вы получаете более теплые письма от своих бывших учеников. Я тоже хотела написать Вам теплые слова. Но не смогла. Простите.
Ваша бывшая ученица Ирина М.
Людмила, опытная медсестра дома инвалидов, про себя дочитала письмо, затем окинула сочувственным взглядом старую больную женщину. Татьяна Сергеевна не могла оценить ее взгляд, поскольку она почти ничего не видела.
-Людочка, это Вы?
-Для Вас письмо, Татьяна Сергеевна.
-Письмо? Откуда? Из пенсионного фонда?
-Нет. От вашей бывшей ученицы Ирины М.
-Надо же! Хоть кто-то обо мне вспомнил. Прочитайте мне, пожалуйста.
Людмила давно работала в этом учреждении и прекрасно знала, как надо обращаться с пожилыми людьми, но сейчас она растеряно крутила листок бумаги в руках, поглядывая то на текст, то на слепую старушку.
-Она пишет, что очень рада, что вас нашла, и что собирается в ближайшее время приехать вас навестить.
-Ах, Людочка, как вы меня обрадовали! Сегодняшний день прожит не зря!
Вечером Людмила написала ответное письмо Ирине М.
Уважаемая Ирина, Татьяне Сергеевне было очень приятно получить от Вас письмо, но, к сожалению, прочитать она его самостоятельно не смогла, поскольку она почти слепа. Я также не решилась ей его прочитать. Я лишь ей сказала, что Вы собираетесь приехать. Приезжайте, пожалуйста. Нам очень надо поговорить.
Сотрудник пансионата. Людмила В.
Из машины, подъехавшей к воротам дома инвалидов, вышла женщина лет сорока пяти, ухоженная, подтянутая, с хорошей фигурой. Ирина направилась к КПП, где ее уже ждала Людмила.
-Здравствуйте, Ирина! Вы очень хорошо выглядите. Неудачницей, на перый взгляд, вас не назовешь.
-Здравствуйте! Спасибо за комплимент, мне просто повезло с фигурой, не более того.
Женщины прошлись по тенистой аллее пансионата. Людмила привела Ирину к обвитой рододендроном беседке под развеситым кипарисом.
-Подождите здесь. Я сейчас вывезу Татьяну Сергеевну.
Людмила оглянулась по сторонам, затем взглянула на часы.
-До обеда еще далеко… А знаете, ведь Татьяна Сергеевна и меня учила.
Ирина изумленно взглянула на Людмилу.
-И вы тоже были тупой?
-Была…
-И вам не хочется…
-Не хочется. Думаете я от хорошей жизни в медучилище пошла? В то время туда брали всех. Поступила, куда смогла поступить, но совершенно не жалею. Нашла себя в этой профессии. А Татьяна Сергеевна и не знает, что учила меня. Даже если бы она была зрячая, не вспомнила бы. Она уже ничего не помнит, у нее деменция. Когда вы ее увидите, вам станет ее очень жалко, и обида ваша пройдет. Недаром я вас попросила приехать.
Людмила удалилась, оставив Ирину наедине со своими мыслями. «А что было бы, поступи я в вуз моей мечты? Я была бы программистом, работала бы на себя, а не на жадного дядю. И зарабатывала бы хорошо. И график свободный. И парня бы нормального в институте встретила… А что если… все пошло бы не совсем по тому сценарию? Я бы не особо преуспела в этой профессии, работала бы в каком-нибудь госучреждении за три копейки, целыми днями бы за компьютером сидела, зрение бы испортила, остеохондроз бы заработала… Да и парень хороший мне бы в институте не попался. Программист - человек не особо публичный, познакомиться было бы тяжело. Велик шанс, что вообще бы замуж не вышла. И детей бы не было… Да и мне, общительному человеку, вряд ли бы нравилась эта работа. Может быть Татьяна Сергеевна и не самую плохую роль в моей жизни сыграла…».
Мысли скакали в голове Ирины, она не могла их собрать воедино и структурировать. Она то сожалела, то радовалась, то успокаивала себя. В один момент у нее возникло желание уехать. «Да сдалась мне эта слепая старуха в маразме? Я узнала, что ей плохо. Уже от этого мне легче. Видимо, есть на небе Бог, раз она заслужила такую старость…».
Медсестра Людмила прервала размышления Ирины.
-Ну вот, Татьяна Сергеевна, я вас оставлю в беседке с Ириной. Думаю, вам будет о чем поговорить. В 13:30 я за вами приду.
В кресле-каталке сидела седая сушеная старушка. Ее мутные серые глаза смотрели куда-то вдаль, взгляд ее ничего не выражал.
-Ирочка, я Вас, конечно же, не помню, но мне так приятно, что кто-то вспомнил обо мне! Как Ваши дела? Кем Вы стали?
Ирина лишь промолвила:
-У меня все прекрасно.
-А дети у Вас есть?
-Да, сын, в шестом классе учится.
-Счастливая Вы!
-А у Вас нет никого из родных?
-Нет. Ах, дети-дети… Сколько у меня их было… И все чужие…
Слезы проступили на мутных глазах старухи и покатились по дряблым морщинистым щекам. Татьяна Сергеевна вздохнула и продолжила тихим голосом:
-Море, я слышу море…
-Да, сегодня сильная волна.
-Все думают, что я выжила из ума и ничего не помню, но это не так. Каждый раз, когда я слышу морской прибой, я вспоминаю все. Ах уж эти морячки… Вот тот дальний пирс…
Старуха подняла свою дряблую руку и указала в сторону моря.
-Тот пирс, где мы встречались… - продолжала Татьяна Сергеевна, давясь слезами. - Он офицер, я молоденькая глупая девочка… Аборт… И детей больше не было…
Татьяна Сергеевна продолжала плакать, вытирая слезы морщинистыми ладонями. Ирина, готовая расплакаться сама, успокаивающе погладила старую женщину по седым волосам.
-Ирочка, берегите себя и своих близких! Спасибо Вам огромное за визит, мне было так приятно! Приезжайте еще, если сможете.
-Вы не против, если я напишу в своих соцсетях про Вас? Может быть, кто-нибудь из моих бывших одноклассников захочет Вас навестить.
-Конечно, я вам всем буду рада, дети мои!
Задерганная медсестра Людмила быстрым шагом подошла к беседке.
-Ух, работы сегодня… Нам пора на обед. - сообщила Людмила и покатила каталку к корпусу.
Женщины попрощались, Ирина медленно побрела по аллее, ведущей к морю.
Из-за сильного ветра народу на пляже было мало. Волны накатывали на берег, мочили Ирине ноги. Любуясь бескрайними морскими просторами, Ирина снова пустилась в раздумья.
«Несчастный человек! У нее было столько детей… Да, не своих… Но из них я единственная, кто уделил ей немножко внимание, а Людмила единственная, кто ей помогает! И это мы, такие тупые и никчемные! А где же ее любимчики-отличники? Несчастный человек…».
**********
К сожалению, детские травмы, полученные в школе, могут оказать серьезное негативное влияние на жизнь человека. Чаще всего травмы связаны с несправедливой оценкой способностей ученика. Это сказывается на самооценке человека, мешает реализовать свои мечты, а в тяжелых случаях и вовсе приводит к социальной дезадаптации. Причем, осознать это человек может не сразу, а спустя много лет, когда подводятся итоги жизни. Часто человек это начинает осознавать, когда его дети садятся за школьную скамью. Иногда возникает такая ненависть к учителям, что человек самостоятельно не может с этим справиться. При работе с психологом в этой ситуации стандартные методы зачастую неэффективны, поскольку человек осознает, что он ВСЮ ЖИЗНЬ шел не той дорогой, которой достоин был бы идти. Подсознательное ощущение собственной никчемности и глупости не только вынуждает человека отказаться от своей мечты, а человек даже не может осознать, что он хочет, считая, что он недостоин даже мечтать.
Так было и со мной. Я искренне радовалась своим успехам в других учебных заведениях (имею два красных диплома) и совершенно не осознавала, насколько я травмирована. Осознала я только тогда, когда мой ребенок пошел в школу. Сейчас я активно работаю над этой травмой, пытаясь реализовать свои творческие способности, которые были задавлены в школе.
Часто причиной необъективной оценки учителя является чрезмерная загруженность учителей и нерациональные требования системы образования. Но, увы, бывают и другие причины. Учителя тоже люди с их грехами и пороками. Зависть и гордыня им не чужды. Нередко бывает, что немолодая и некрасивая учительница завидует молодым и красивым девушкам, а также их красивым и умным мамам. Также часто бывает, что учитель соревнуется с репетиторами своих учеников, занижая ученикам оценки. Это не выдумки, я лично на себе это испытывала.
Как понять, что вы травмированы именно в школе?
Как я уже говорила, человек не всегда осознает факт своей травмированности, однако, если у вас есть следующие проявления, вам следует проработать ваши школьные годы.
- вы выбрали профессию попроще, но вы не чувствуете себя на своем месте;
- вы считаете, что достойны большего, но не прикладываете к этому усилий;
- у вас есть интеллектуальные хобби, которые вам не приносят доход;
- вы избегаете новых начинаний;
- вам очень важно чужое мнение и оценка вашей деятельности;
Как я уже говорила, работать с такими травмами сложно, однако, существуют техники, которые способны с этим справиться.
Дорогие читатели, присоединяйтесь к моему телеграмм каналу:
Записаться на консультацию вы можете через мессенджеры: 8-911-221-36-03.