За первое полугодие 2024 года через таможню Владивостока перевезли 118 тыс. японских автомобилей. Как сообщает пресс-служба организации, все автомашины «Made in Japan» перевозились для личного использования физическими лицами.
В июне число импортируемой техники увеличилось на 25%. Как видно, импорт увеличивается. Однако, есть одно НО. Об этом расскажем в конце, а пока — про, собственно, ввоз в РФ.
Номер 1 в списке импортёров
После введение японскими властями ограничений против РФ 28 июля 2023 года импорт автомашин упал до 8 тыс ед. в месяц. Однако, уже к февралю 2024 года объем ввозимых из Страны восходящего солнца машин достиг уровня 19-21 тыс. ежемесячно.
На конец августа текущего года Россия снова стала лидером по импорту японских авто в строчке из 50 стран-импортёров. И все это несмотря на санкции, которые ввели и Япония, и страны запада. И даже несмотря на переориентацию авторынка России на Китай, который, как может показаться, завалил страну продукцией своего автопрома.
После введённых санкций число ввозимых из соседней страны автомобилей превысил досанкционные значения. Даже «запрещенных» марок с объёмом более 1,9 л. Что у многих экспертов вызывает тревогу.
Единственное, что изменилось: время доставки. На сегодня оно составляет примерно 2,5 месяца.
Как такое могло получиться
В интервью ИА «Владивосток-1» г автоэксперт, глава импортирующей в РФ японские машины компании ООО «Автопотенциал-ДВ» Роман Иванушко объяснил, что причины роста ввозимых машин просты.
- Качество. Японские машины, как ни крути, лучше других: например, китайских. Япония развивала свой автопром в течение 50 лет, завоёвывая доверие клиентов, приобретая репутацию самого ответственного автопроизводителя. Китайскому же автопрому — максимум 10 лет, качество техники, при всем уважении к дружественной стране, - явно не японское.
- Цена. Средний чек на покупку авто у россиян — 1 млн руб. На такие деньги невозможно купить нормальный китайский автомобиль. А вот японский - -пожалуйста.
- Курс валют. Иена снова дешевеет, поэтому покупать авто в Японии стало снова экономически выгодно. Даже несмотря на переплату по перевозке, пошлины и прочие непредвиденные расходы, которые составляют почти половину стоимости автомобиля.
- Слухи. Второй год распространяются сплетни о том, что в скором времени Япония вообще закроет импорт авто в Россию. От слова совсем.
- Привычка. Россияне с трудом привыкают к китайским моделям, маркам. Всё-таки, привычка есть привычка. Японские авто заслужили доверие, особенно у людей зрелого возраста - -основных покупателей такой техники.
Санкционные автомашины покупаются в Японии на аукционе и вывозятся сначала в какую-либо дружественную страну: например, в Китай. Затем уже через третьи компании перевозятся в Россию. Никаких проблем, кроме дополнительного времени и накруток на «дополнительные услуги» с импортом попавших под санкции автомашин, нет.
Чаще всего россияне сами перегоняют купленный автомобиль из третьей страны, потому что услуги транспортных компаний, которыми пользуются фирмы-импортёры, стоят весьма дорого.
Самый популярный японский автомобиль в России
По данным большинства экспертов, россияне чаще всего покупают машины из Японии марки Toyota по цене 1–1,5 млн руб. Это популярная в 90-е годы COROLLA, «новомодные» PRIUS, SIENTA 2019, VITZ, C-HR 2020. Немного отстают от них HONDA FREED, FIT, SHUTTLE (2020), SUBARU LEVORG (2019).
Из марок дороже 4 млн покупатели предпочитают знаменитые CRUISER 300 и RAV4.
Эксперты отмечают, что популярность японских авто распределяется по РФ неравномерно. Чем западнее - -тем меньше. Самый массовый спрос - -стабильно на Дальнем востоке. На западе страны продукция японского автопрома представлена весьма скудно.
Цены на японские авто в России
Корреспонденты телеканала Россия-1 пообщались в прямом эфире с продавцами японских машин во Владивостоке. Авторынок «Зелёный угол», некогда самый популярный канал сбыта автотехники из Страны восходящего солнца. Сейчас там две площадки, на которых выставляют подержанные авто частные лица и небольшие компании.
Продавцы охотно делятся информацией по поводу цен, проблем с вывозом. Но отказываются называть свои имена, названия фирм, а также третьи страны, куда изначально вывозится автопродукция.
Некий Андрей рассказал корреспонденту о технике продаж на примере популярного Toyota Corolla Axio.
В Японии цена на аукционе у этой машины составляла 680 тыс иен ($4650 или 680 тыс руб). За транспортировку в порту, оформление документов, погрузку было отдано $1100 (100 тыс руб).
Перевозка на корабле обошлась в $900 (82 тыс руб). Следует отметить, что платят импортёры не за доставку о Владивосток, а за полную транспортировку в азиатскую страну, куда якобы техника и доставляется. Как рассказывают эксперты, «одна из азиатских стран» - на 85% - Китай….
Судя по времени заплыва судна (5 суток), так оно и есть. Только ни в какой Китай машину не везут, а забирают во Владивостоке, который указан как транзитный пункт...
Далее $2350 (214 тыс руб) — пошлина. Так как автомобиль был оформлен на физическое лицо, был уплачен утилизационный сбор. Но он незначителен (5,2 тыс руб), как и таможенный сбор (3,1 тыс руб) на фоне остальных трат.
Кроме этого, на оплату услуг таможенного брокера, декларанта, на оформление свидетельства безопасности, электронного ПТС ушло $932 (85 тыс руб).
Итого цена Тойоты Короллы Аксио составила «под ключ» 1,161 млн руб. при начальной аукционной стоимости 680 тыс руб. То есть, расходы на импорт составляют практически половину цены самой автомашины.
Несмотря на все это японская автотехника не перестаёт плыть в дальневосточные порты. И её охотно раскупают. Пока.
Грозовые тучи японского экспорта
После введения в конце июля прошлого года санкций на экспорт некоторых авто в Россию, ситуация изменилась не сильно. Машины «Маде ин Джапан» как ввозились, так и ввозятся в нашу страну.
И, кажется, что властям вместе с главами автоконцернов, ситуация с ограничениями невыгодна. Вроде как, заставили, а самим-то не очень хочется. Ну, как с газом в Европе.
К большому сожалению, это не совсем так. Или совсем не так.
Япония быстро переориентировала экспорт с России на Азию и другие рынки, не особо что-то потеряв. А вот желание сократить экспорт именно в Россию — явно не подневольное, а совсем даже искреннее..
Японское правительство всерьёз «обеспокоено» продолжающимся ввозом своих автомобилей в нашу страну. И готовы идти на кардинальные меры, чтобы сократить экспорт до нуля.
Неужели ждать новых ограничений и пересаживаться на китайские авто
Власти Страны восходящего солнца уже официально пригрозили третьим странам, включая Китай, ограничениями за помощь в импорте в РФ своей автотехники.
Японский министр иностранных дел Фумио Кисида еще в конце 2023 года заявил, что уже разрабатывается пакет санкций против государств, нарушающих санкции Токио в отношении России по автомобилям.
Пока неизвестно, какие именно санкции Токио введёт против таких «нарушителей», но, учитывая тесную связь японских властей с американскими, можно себе представить всю серъезность намерений…
Как итог: россиянам пора уже задуматься насчёт перехода на автопром отечественный или, хотя бы, китайский. Хотя…. Нашли чем пугать нас, русских, переживших 90 -е и живущих сейчас под беспрецедентным давлением….