Сегодня на уборке в очередной раз поймала себя на мысли, что «автоматически» наблюдаю за Равом, чтобы он не влез ни в какую историю с окружающими его животными (этот щенок вроде бы достаточно смышленый, но щенок же все-таки! Поэтому пока за ним приходится следить). И вновь задумалась о том, что когда мы приехали с Квасом и Тортиной на «дикую землю» создавать Святополе, то все было гораздо проще. Конечно, и у меня было меньше опыта (а теперь я знаю, сколько потенциальных опасностей таится вокруг), но и окружающий нас мир был проще. Даже несмотря на его повсеместную «дикость».
Конечно, моя мысль, как обычно, решила уйти дальше (ведь с причинами того, почему за Квасом не приходилось столько следить, когда он был щенком, сколько сейчас за Равом, я более-менее разобралась), и я додумалась вот до чего.
Человек, кажется, единственный вид с таким невероятно долгим периодом детства и почти без инстинктов (по данному поводу существуют разные мнения, но в научные дискуссии вдаваться сейчас не будем). То есть с рождения нам предстоит научиться очень и очень многому, и при этом никаких «заложенных программ» в нас вроде как нет. Другими словами, все их надо составлять плюс-минус с нуля, «записывать» в мозг и реализовывать. Причем каждый делает это по-своему и в рамках складывающихся вокруг него обстоятельств.
А почему мы такие? Потому что наш, человеческий, мир очень сложный. Или даже слишком сложный. Таким, конечно, он был не всегда. Впрочем, как и мы. И пока наш мир становился более сложным, и нам приходилось усваивать все больше информации, а на это требуется время.
Представьте, что вы растете в семье, где все говорят на каком-то одном языке. А теперь – что вы растете в семье, где сразу говорят на нескольких языках. Как думаете, насколько сложнее освоиться во второй? Конечно, дети-билингвы потом получают дополнительные преимущества, но на старте им обычно труднее, потому что приходится перерабатывать значительно бОльший объем информации.
Так и нам, людям, приходится сейчас усваивать больше всяких норм и знаний о мире, чем животным или даже нашим предкам. Отсюда и растягивается период детства, потому что иначе, кажется, никак.
Вот и с нашими четвероногими охранниками (нынешними и будущим) вышла схожая история. Мир Святополя, когда сюда приехал Квас, был намного проще, поэтому за щенком нужно было гораздо меньше приглядывать. И учился он всему постепенно. Когда же у нас появился Рав, то ему пришлось окунуться во весь этот порядком усложнившейся мир сразу. Поэтому за ним требовался глаз да глаз (и до сих пор требуется – как минимум, для моего собственного спокойствия). Но когда Рав вырастет, я думаю, ему может быть чуть проще простраивать причинно-следственные связи и налаживать отношения с совершенно разными существами. Просто на начальном этапе ему нужно больше времени, чтобы освоиться и создать все необходимые «программы».
Подписывайтесь нанаш канал , чтобы узнавать еще больше историй о жизни с животными в лесу! И, конечно,приезжайте в гости!