Найти в Дзене
Incredible World of Music

Немного о новом спектакле, моей музыке, диалоге культур и пути дипломата

Недавно мне посчастливилось поработать над созданием музыки к спектаклю "Кызыл паша" Р. Аюпова и Р. Абянова, посвященному жизни великого дипломата Карима Хакимова (1890-1938) и его жены Хадичи Нугаевой-Хакимовой (1902-1997). Это событие заставило меня обратиться к предыдущему опыту, заново осмыслить некоторые произведения, вспомнить ряд личных моментов, но в то же время получить массу новых впечатлений.


Выражаю огромную благодарность режиссеру-постановщику и автору пьесы Ренату Аюпову, художественному руководителю Казанского ТЮЗа им. Кариева, за то, что взял меня в проект, а также всем тем, кто принял участие в воплощении основанного на реальных событиях и психологически сложного сюжета. Проект реализован в рамках гранта Раиса Республики Татарстан. "Кызыл паша" ("Красный паша") - так называли выдающегося партийного и государственного деятеля Карима Абрауфовича Хакимова, установившего дипломатические отношения между СССР и Саудовской Аравией. Человека огромной воли и незаурядных способностей, добившегося расположения арабской королевской семьи. К сожалению, судьба его сложилась трагически.

Дипломат Карим Хакимов с женой и сыном. Фото из открытых источников
Дипломат Карим Хакимов с женой и сыном. Фото из открытых источников


Из оренбургских работ Рената Мирзахасановича мне очень нравится "Аршин мал алан" по пьесе азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова. Примерно раз в год посещаю данный спектакль, когда он идет на сцене Татарского драматического театра им. М. Файзи. Знаком также с его постановками "Угасших звезд" Карима Тинчурина" и "Индианки" Гафура Каюмова. Если первый является признанным классиком татарской драматургии, то второй сыграл далеко не последнюю роль в моем музыкальном становлении. Каюмов на рубеже 90-х познакомил меня с музыкой Ронана Хардимана к балету "Lord of The Dance", Астора Пьяццолы и др. Тогда же родилась идея сочинить что-нибудь специально для театра. За моими плечами, ввиду юного возраста, насчитывалось всего несколько песен и коротких музыкальных пьес. Встреча с казанским драматургом выдалась интересной. Я играл на синтезаторе, он вокализировал, процесс мы записывали на магнитофон - со стороны все выглядело шаманским действом.


Ключевым моментом для восточного направления моей музыки стало лето 2006 года. Я вернулся из очередной поездки по Центральной Азии, где знакомился с местными музыкальными традициями, набирался опыта, а по соседству с нашей репетиционной базой оказалась хореографическая студия. В ее репертуар входили арабские, персидские и индийские танцы. Я предложил написать музыку для выступлений - цельную программу. Такие композиции, которых не было больше ни у кого. Ведь большинство коллективов танцевало под общеизвестные, много раз слышанные хиты. С большим энтузиазмом я принялся за работу. Осенью проект был готов. Ключевая музыкальная тема получила название "Путь в песках времени". Она символизировала весь мир Востока, где пересекается множество культур, и каждая преодолевает собственный путь. Редкий случай, когда мне действительно удалось лаконично выразить объемную мысль в простой мелодии и смене барабанных ритмов. Буквально на одном дыхании воплотил идею в жизнь за несколько дней. Следующие композиции в постановке отличались плотными аранжировками, полифоническими линиями, их приходилось доводить до ума месяцами, но они представляют для меня гораздо меньше ценности, чем первая. Пожалуй, благодаря многонациональному происхождению я проявляю интерес к музыке разных народов.


В Оренбургском государственном татарском драматическом театре первым моим опытом стали "Неравные" по пьесе Фатиха Амирхана, режиссер Альберт Гаффаров. Амирхан написал произведение в 1914 году. В 2014, через 100 лет, состоялась премьера. Произведение оказалось провидческим. Там пересекается несколько линий. Чувственная - вечная. Люди любят, люди хотят быть счастливыми. Социальная - старинный уклад купеческой семьи рушится на глазах, впитывая новые общественные тенденции. Драматическая - накапливаются противоречия на всех уровнях, грянет гром, ружье выстрелит, перемены приведут к большим жертвам.


Музыка к столь сложной, многогранной пьесе тоже получилась разноплановой. Например, в сцене, где собирается семья, звучит мелодия, стилизованная под старотатарскую, с перезвоном колокольчиков гармони. Тут казалось довольно просто - стоит поиграть пентатонику, и обязательно почувствуешь мотив. Хотя в очередной раз прочитал ряд теоретических трудов по татарской музыке и сборников народных песен (на некоторых книгах имеются дарственные надписи, адресованные моему деду - земля, где он родился, была богата талантами), прослушал старинные грамзаписи Камиля Мутыги Тухватуллина и других исполнителей дореволюционных лет. В качестве контраста линию родителей завершает афганский рубаб. Инструмент, который я очень люблю. Всего три струны способны передать объемную музыкальную мысль. Мелодия родилась у меня прямо по ходу репетиции - уже напрашивалось добавить нечто хтоническое, обращающееся к более древним вещам, чем быт купеческой семьи начала прошлого века.


При записи мне потребовалось "подружить" строи рубаба и шестиструнной гитары. Местами уплотнить аранжировку, сыграв арпеджио на гитаре. Между ладами этих двух инструментов нет точного соответствия - возможна лишь адаптивная настройка. Кроме того у рубаба решают тембр и интонирование. Днем я вместе с режиссером присутствовал в зале, наблюдая за ходом репетиций и составляя список задач, а вечерами и ночами воплощал в жизнь пришедшие на ум музыкальные идеи. По факту сочинено и записано было гораздо больше, чем взято в спектакль.


Еще, учитывая амирхановскую идею о "новых людях", сюжет пересекается с культурой Серебряного Века, эпохой модерна, философскими направлениями. Прогрессивная публика была охоча до разного рода "нимфозорий", кинематографа и художественной фотографии, в искусстве наметился отход от традиционных форм. Взгляните на архитектуру модерна, сколько в ней разнообразия - от картинных, почти сказочных башенок, стеклянных куполов и причудливых окошек разного размера до угловатой практичности. Ключевую музыкальную тему я назвал "Экзистенция". Написанная в размере 6/8 она развивается подобно качелям.


Поднятая в спектакле тема была мне очень близка. Моя кандидатская диссертация включала в себя анализ состояния общества времен Первой мировой войны. А еще мы проводили реконструкции, творческие вечера, подражали поэтам и музыкантам той эпохи. А вдохновиться материальной культурой модерна и сейчас можно прямо на улицах центральной части Оренбурга. Татарский театр частично находится в здании, где раньше располагалась гостиница, принадлежавшая купцу В.Н. Ладыгину. Постройка является эклектичной - первые три этажа, с которыми гостиница начала существование в 1876 г., выдержаны в классическом стиле, а четвертый этаж, увенчанный модерновыми фасадными украшениями, был надстроен уже в начале XX в.

Здание Оренбургского государственного татарского драматического театра им. М. Файзи в 2024 г. Фото автора.
Здание Оренбургского государственного татарского драматического театра им. М. Файзи в 2024 г. Фото автора.

Некоторым из моих предков посчастливилось в те времена жить и творить в Оренбурге. В письмах они рассказывали о том, как давали фортепианные концерты. Зажиточные горожане не ограничивались фортепиано, приобретая новые и модные инструменты - фисгармонию, челесту.


Спектакль "Кызыл паша" продолжает тему XX века. Он посвящен подлинному историческому деятелю, чья жизнь была связана с Оренбургом. Карим Хакимов, первый полпред СССР в арабских странах, некоторое время обучался в медресе с. Татарская Каргала, а в 1918-1920 гг. руководил Оренбургским губернским отделом народного образования. Дом, где жил Хакимов в 1918 г. - особняк второй половины XIX в., называемый "Домом пяти ангелов" за скульптурные изображения на фасаде - ныне отстраивается заново. Два года назад его отправили под снос, а когда было принято решение о реконструкции исторического памятника, от него оставалась только одна стена. Оригинальные скульптуры, к великому счастью, удалось сохранить.

То, что осталось от дома, где жил Карим Хакимов. Фото из открытых источников.
То, что осталось от дома, где жил Карим Хакимов. Фото из открытых источников.
То, что осталось дома, где жил Карим Хакимов. Фото автора, лето 2024 г.
То, что осталось дома, где жил Карим Хакимов. Фото автора, лето 2024 г.

Когда я был еще студентом, часто проходил мимо этого дома, останавливался и смотрел на него, восхищаясь талантом создателей. У его стен мы однажды беседовали с ученым-краеведом, членом Союза архитекторов В.В. Дорофеевым. Здание еще было цело, хоть и имело сильно обветшавший вид. Виктор Васильевич заметил, что следовало бы отреставрировать исторический памятник и обработать специальным составом, защищающим от воздействия внешней среды. Так, говоря о музыке, приходится танцевать об архитектуре, петь о живописи и играть литературу.


В "Кызыл паше" мой "Путь в песках времени" получил новое воплощение с другими образами. Прозвучало также требование режиссера: включить мотивы татарских народных песен "Каз канаты" ("Гусиное крыло") и "Ком бураны" ("Песчаная буря"). По его замыслу, они должны олицетворять два начала: женское - Хадича и мужское - Карим. Когда я появился в театре, до сдачи спектакля оставалось всего ничего - 9 дней. Пьеса была прочитана актерами, декорации и костюмы готовы. В центре сцены находился подвижный реквизит - пара массивных колес на оси. С грохотом катясь по полу они становились то телегой, то самолетом, то креслом-каталкой, то жерновами репрессий. Музыка должна сопровождать, показывать путь.

"Кызыл паша". Фото: Театр им. м. Файзи ВК
"Кызыл паша". Фото: Театр им. м. Файзи ВК

Потянулись дни и ночи напряженной работы. Вдвоем с режиссером мы задерживались в зале допоздна, осмысливали содержание сцен. Отдельные музыкальные идеи мне приходилось продумывать на ходу, сразу наигрывая мелодии на гитаре и клавишах, чтобы к утренней репетиции успеть записать новую версию. В театр купили также два барабана конга, которые я использовал в записях и на которых актеры играют в сценах.

-6


Важнейшим предметом в спектакле является пара гусиных крыльев. Они связаны со старинным татарским обычаем. Ежегодно в конце осени сельские жители заготавливали птицу. Процесс сопровождался песнями, танцами, вечерними посиделками. Вывешенные в доме гусиные крылья символизировали крепкую семью.


Напольный круг из оборудования сцены тоже выполняет роль колеса, находящегося в движении. По нему проплывают белые платки и гусиные перья, показывающие достигнутую договоренность между Хакимовым и правителем Абдул-Азизом Аль Саудом о совершении хаджа мусульманами из СССР. В 1926 году Мекку посетил муфтий Ризаитдин Фахретдинов.

"Кызыл паша". Фото: Театр им. М. Файзи ВК
"Кызыл паша". Фото: Театр им. М. Файзи ВК


Но круг замыкается, когда советского полпреда настигает машина репрессий. Его вызывают в Москву и расстреливают по сфабрикованному обвинению, а жену разлучают с дочерью и приговаривают к долгосрочному заключению. Дипломатические отношения между СССР и Саудовской Аравией прекращаются на целых 50 лет. Семья разрушена. На ее долю выпали смерть сына, гибель отца и мужа, десятилетие лагерей матери и жены. Мать и дочь впоследствии воссоединятся, но семья уже никогда не будет в полном составе. Остаются лишь старые гусиные крылья, которые предстоит собрать для последнего полета.


Полет! Как отразить в музыке полет и подвести итоги? Вступить струнной секцией с тесным расположением звуков? Нет, тяжело - не взлетит. Нужно больше воздуха и увеличить интервал. Я вспомнил шофар. Сигнальный рог, по сути натуральную трубу. В него трубят на Рош а-Шана, проводя грань человеческого существования, призывая человеческую личность осмыслить прожитое. Тогда я решил взять звук подобный шофару и подать сигнал "Vivos Voco", означающий продолжение пути и новые надежды.


Сдача спектакля состоялась в привычной рабочей обстановке. Еще раз хочется поблагодарить весь коллектив Оренбургского государственного татарского драматического театра им. М. Файзи: музыкальную и постановочную часть, обслуживающий персонал, актерскую труппу. В частности тех, кто трудился на сцене - Марселя, Разифу, Рамиля, Ильдара, Артема, Рустама, Александра. Пожелать новых премьер и творческой энергии Ренату Мирзахасановичу.


Биография Карима Хакимова, безусловно, заслуживает внимания. Это был один из образованнейших людей своего времени. Я с большим интересом прочитал его воспоминания в публикации "Счастливая Аравия глазами советского полпреда". Планирую посетить музей в Дюсяново. Напоследок прилагаю небольшой видеофрагмент постановки.

Incredible World of Music | Спектакль "Кызыл паша". Режиссер, автор сценария Ренат Аюпов. Музыка Р. Султанов, худ по свету А. Овчинников, звукорежиссер Р. Жиганшин. В ролях: М. Рахматуллин, Р. Хайруллина, И. Байменов, А. Ахмедов | Дзен