Найти тему

Как мы сдали ЕГЭ по русскому в 2024 году. И жалею, и зову, и плачу

Оглавление

Я так в детстве романами Д.Чейза не упивалась, как теперь "Аналитическими материалами" ФИПИ по итогам учебного года. Если бы современные литературные премии хотя бы что-то значили, можно было бы эти произведения отправлять на конкурс, честное слово.

Невыразимая печаль открыла два огромных глаза

Выпускники в 2024 году сдали ЕГЭ по русскому... как бы помягче выразиться...

Тут я вспоминаю, как мне в 8 классе вдруг попала под хвост шлея - а не пойти ли мне учиться после 9-го в музыкальное училище. На этом помутнении рассудка я даже сходила в училище на несколько семинаров, и на одном из них, на музлитературе, разбирали деятельность "Могучей кучки". Одним из членов содружества был Ц.Кюи, и веселый профессор нам с порога заявил, что Кюи, конечно, был большой молодец, занимался всеми финансовыми вопросами "Могучей кучки", но вот музыку он писал... кюиёвую.

Так вот сдали выпускники ЕГЭ по русскому в 2024 году кюиёво.

Цезарь Антонович всё понимает
Цезарь Антонович всё понимает

Общий тестовый балл упал на более, чем 4% - до 64 с 68,65 в 2023 г. Эксперты ФИПИ, конечно, могут написать, что "результаты в целом сопоставимы результатами экзаменов прошлых лет" - своя рука владыка, чего ж не написать. Но сократилось количество стобалльников - до чуть больше 2500, и почему-то ФИПИ считает, что это "высокое число выпускников". Не знаю, на какой планете оно высокое - основной экзамен на максимум сдаёт меньше 0,5% учащихся, и чему тут радоваться, прямо загадка века для меня. Сократилось и количество высокобалльников (81-100) - на целых 8%, с 26 до 18.

В общем, как мы и предполагали, наблюдая, как выпускники бились после экзамена в падучей (с моими, кстати, было всё в порядке)).

Практически по всем заданиям произошло падение процента выполнения, для некоторых драматическое (-13% за восьмое; -12% за четырнадцатое и тринадцатое - сказалось, видимо, изменение формата). Блоки "Орфография" и "Пунктуация" выполнены откровенно плохо, из всех заданий более-менее 9-е выполнено прилично (67%), всё остальные меньше или чуть больше 50%. Наше любимое (нет) 12-е вообще упало до 40% выполнения - худшего показателя за всю тестовую часть. Задание 21 показало положительную динамику (47% выполнения по сравнению с 35% в 2023 году), и эксперты ФИПИ считают, что это связано с наличием более полной теории на сайте и большим количеством тренировочных заданий. Ну просто как дети, ей-богу. Понятно же, что процент выполнения подрос, потому что количество анализируемых предложений в задании сократилось на треть, максимум до 5-ти. И половина выпускников смогла проанализировать пять предложений. А если дать три предложения на анализ, так можно процент выполнения и до 60 дотянуть. А если одно оставить? Прямо из анекдота: уж не в омах ли измеряется сопротивление...

Плохо также выполнены задания из раздела "Работа с текстом". Как и намекал открытый вариант, третье задание усилили до реально повышенной сложности, и вот вам сразу же падение с 56% до 47%. Также, видимо, тексты 2024 года не только уронили процент выполнения по критериям К2-К12, но и обрушили результаты за 23 задание, до 46% выполнения.

Что касается самого сочинения, тут всё очевидно: пусть и незначительное, но падение процента выполнения практически по всем критериям, самое серьезное за К2: снижение на 8%. При этом ФИПИ опять пишет чёрным по-русски: проверяющих бесят заученные шаблоны, особенно на этапе анализа связи между примерами. Если выпускник не научился на незнакомых текстах писать этот абзац, за ни к селу ни к городу клише никто ему балл не поставит.

Я всю жизнь отдаю для великой борьбы

Что нам дает анализ результатов ЕГЭ прошлого года? Очень ценный материал для осмысления. ФИПИ ужесточает требования к заданиям, пытаясь "держать планку" экзамена и не ронять его в примитив. Экзамен по чесноку выполняет дифференцирующую функцию: хорошо подготовленные получают много, плохо подготовленные пусть не обижаются.

Общие результаты чиновников устраивают, поэтому я бы не стала ждать в 2025 году упрощения текстов. В лучшем случае их сложность останется на том же уровне, то есть не увеличится - и на этом скажем "спасибо". Так как тексты Е.Богата (не увидела проблемы, одной моей ученице попался, 21 балл за сочинение) и В.Распутина вызвали массовый психоз, ФИПИ отписался, что он в домике. Данные тексты соответствовали основным принципам отбора текстов для КИМов. К концу 11 класса выпускники должны освоить полный курс русской классической литературы (лол), так что эксперты не поняли, с чего вдруг общественность стала ломать на мелкие куски булочное изделие. "Экзаменуемые должны обладать соответствующими навыками информационной обработки текстов и написания сочинения-рассуждения ... в режиме работы ... в том числе с текстами философского плана".

Вопросы? ))

Если же серьезно, мы знаем, что уровень выпускников и концу 9 класса по итогам прохождения программы по русскому, и к концу 11-го по итогам общей подготовки к ЕГЭ, мягко выразимся, оставляет желать много и много лучшего. И часто такое создаётся впечатление, что в массе выпускники не понимают, что их ждет на экзамене, для них он по-настоящему открывается только после декабря. А реальная подготовка к экзамену начинается чуть не в конце зимы. Это путь к рыданиям маме в передник после выхода из экзаменационной аудитории, и ФИПИ тут вообще ни при чём.

Если мы хотим, чтобы наши выпускники сдавали экзамен успешно и радовали себя, родителей и нас, мы должны честно отдавать себе отчёт в том, что:

  • без серьезной, основательной, не за страх, а за совесть подготовки к заданию 27 - от минимум 25 написанных сочинений - выпускника на экзамене ждёт истерика от условного текста В.Распутина. Если выпускники полгода толкут воду в ступе, готовясь к итоговому сочинению, и только в феврале приступают к разбору сочинения ЕГЭ, а потом пишут кое-как 5-10 работ (зачем больше, план же разобран), то навык не формируется, и на экзамене в условиях дичайшего стресса вместо сочинения будет рагу;
  • без навыка начитанности при сложном тексте "полетят" и 23, и 24 задания (по версии 2025 г.). В 2024 г., например, одним из утверждений в 22-м задании для анализа было дано предложение: "Во все времена люди воспринимали зло как обратную сторону добра". Если у выпускника нет навыка начитанности текстов, он даже не поймёт содержание предложения, не говоря уже о том, чтобы грамотно сопоставить его с информацией из текста;
  • без системной подготовки тестовой части с теоретической проработкой всех заданий "выживут" только самые сильные выпускники (которые скорее всего ещё и с репетитором занимаются);
  • если выпускник выполняет тесты онлайн и не выносит цифры рукой на листе, он может смело отнимать у себя 2-3 балла из общего количества возможных. Технические ошибки по-прежнему просто бедствие: об этом пишут эксперты ФИПИ, это я вижу и по своим ученикам, с которыми мы весь учебный год титаническими усилиями научаемся выставлять на линейку цифры "3" и "5" при одинаковых буквах в строках под этими цифрами - вместо "345", "24"или какого другого произвольного сочетания цифр. При этом уровень ученика не имеет значения. Путают строчки, или оставляют их пустыми, или начинают вдруг выписывать слова вообще все. Сторонний человек может этому изумляться, но путаница в выносе цифр, которые у выпускника перед глазами, - это скучнейшее явление нашего времени, типа воды в кране. Мы имеем на зачаточном уровне развитость самоконтроля, общую рассосредоточенность, слабую ретроспективную рефлексию. На экзамене в стрессе всё это комбо приводит к поражающему воображение эффекту. Спасти отца русской демократии может только навык, забитый в мышечную память;
  • тестовой формат, конечно, перекашивает нам восприятие программы по русскому капитально, и тем не менее факт остаётся фактом: база для будущей сдачи ЕГЭ закладывается в средней школе при освоении морфологии и синтаксиса. И если ученик пинал балду в 7-9 классах, то в конце 11-го его скорее всего ждёт толстая тётя карма. Есть темы, провал по которым закрыть за короткий 11 класс просто технически невозможно.

Всё это я говорю, конечно, потому что это проверено практикой. Мои зайки по-прежнему держат статистику сдачи ЕГЭ по русскому на самом высоком уровне. Без результатов, которые они показали, проценты выполнения заданий ЕГЭ 2024 года были бы гораздо ниже ))